8.2 Анализ прибыли предприятия связи
8.3 Операционный анализ производственной деятельности предприятия связи
8.4 Анализ эффективности производственной деятельности предприятия связи
8.5 Вопросы и тесты для самопроверки усвоения материала по главе 8
Обобщающим показателем, характеризующим эффективность производственной деятельности предприятия, является показатель рентабельности. Уровень рентабельности зависит от прибыльности услуг, доходности организации, себестоимости, уровня использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов и многих других факторов финансового, хозяйственного и производственного характера. Поэтому данный показатель отражает эффективность результатов деятельности предприятия.
Показатели рентабельности используются для анализа эффективности деятельности отдельного предприятия, для сравнительной оценки нескольких предприятий и как инструмент ценообразования и инвестиционной политики предприятия.
В общем виде рентабельность рассчитывается как отношение эффекта (результата) производства к затратам или ресурсам, связанным с получением этого эффекта.
Эффективность = эффект / затраты ресурсов
Повысить рентабельность - это означает увеличить отдачу (эффект) от вложений в ресурсы, либо снизить затраты ресурсов на получение заданной величины эффекта.
При расчете рентабельности в качестве эффекта выступают различные виды прибыли предприятия: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и другие виды прибыли.
В качестве вложенных ресурсов могут быть активы или капитал организации, основные производственные фонды и оборотные средства, собственный капитал, чистые активы и так далее.
При расчете рентабельности в качестве эффекта выступают различные виды прибыли предприятия.
В общем виде расчет прибыли (П) ведется по формуле
П = D – Э, (8.1) где D – доходы от обычных видов деятельности (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), млн. руб.; Э – затраты на производство и реализацию продукции, услуг, работ, млн. руб.
Размер доходов зависит от многих факторов. К основным из них относят внешние факторы:
- увеличение объема продаж;
- изменение спроса на услуги;
- правильный выбор маркетинговой стратегии (в области ценообразования, рекламной деятельности) и так далее.
Объем затрат на производство и реализацию услуг связи – это результата умения руководителя рационально распоряжаться имеющимися финансовыми и материальными ресурсами. На объем затрат воздействуют в основном внутренние факторы. Поэтому основные направления увеличения прибыли предприятия связаны с возможностью воздействия и на внутренние, так и на внешние факторы производства
Полученная прибыль дает возможность произвести все расчеты с бюджетом и партнерами. За счет прибыли осуществляется инвестирование развития производства, формирование запасов сырья и материалов. На ее основе финансируются затраты и создаются различные фонды. Вот поэтому прибыль, а также производственная рентабельность являются основным показателями, характеризующими результаты производственной деятельности предприятия связи.
Основные задачи анализа прибыли и рентабельности при оценке производственной деятельности предприятия включают:
- исследовать эффективность производственной деятельности предприятия в целом;
- дать оценку уровня и динамики прибыльности предприятия связи;
- дать оценку производственного риска предприятия связи;
- наметить основные направления дальнейшего повышения, эффективности производственной деятельности предприятия связи.
К основным источникам анализа прибыли и рентабельности относят:
- бухгалтерскую отчетность Ф№2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- бухгалтерскую отчетность Ф№5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»;
- бухгалтерскую отчетность Ф№1 «Бухгалтерский баланс»;
К дополнительным источникам для проведения анализа относят:
- формы аналитического учета;
- статистическую отчетность;
- данные управленческого учета;
- данные специального обследования.
Методика анализа прибыли и рентабельности включает в себя этапы исследований, представленные на рисунке 8.1.
Этап 1 Сбор и обработка исходных данных
Этап 2 Анализ прибыли предприятия связи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.