Анализ прибыли и рентабельности производственной деятельности предприятия связи, страница 5

2 Оценивается работа предприятия связи по повышению прибыльности. Для этого исследуется динамика рентабельности продаж (нормы прибыли) за исследуемый период. Если рентабельность продаж (норма прибыли) растет быстрее, чем эталонное значение, то работа предприятия по повышению прибыльности признается удовлетворительной. И, наоборот, более медленный рост по сравнению с эталонным значением или снижение рентабельности продаж (нормы прибыли) свидетельствует о неудовлетворительной работе предприятия по повышению прибыльности.

Работу предприятия связи по повышению прибыльности также можно признать как неудовлетворительную. Уровень эталонной рентабельности продаж повышается (3 %) быстрее, чем фактической(0,37%).  Это означает, что организация никогда не сможет достичь эталонного значения.

3 Исследуются основные направления в работе предприятия связи по повышению прибыльности. Для этого проводится факторный анализ формирования прибыли от продаж  предприятия

К основным производственным факторам, влияющим на формирование прибыли от продаж, относятся:

- изменение объема предоставленных услуг;

- изменение ассортимента предоставленных услуг связи;

- изменение тарифов на услуги связи;

- изменение себестоимости услуг связи.

Алгоритм анализа включает следующие подэтапы третьего действия.

3.1. Формируется аналитическая факторная модель способом удлинения метода детализации. Аналитическая факторная модель будет иметь вид

                    (8.11)

где Ппр – прибыль от продаж, млн. руб.;

      D – доходы от обычных видов деятельности (выручка от продаж)              предприятия, млн. руб.;       Э – затраты на производство и реализацию услуг связи, млн. руб.;       с – себестоимость 1 руб. доходов, руб.;       Qi – объем реализации услуг связи i-го вида, млн. ед.;        - средняя доходная такса услуг связи i-го вида, руб.;

3.2. Проводится сбор, обработка исходных данных в соответствии с факторной моделью, построение аналитических таблиц и диаграмм. Обработанные данные представлены в таблице 8.1

3.3. Проводится расчет влияния факторов на изменение прибыли предприятия. Расчет влияния факторов на прибыль предприятия ведется методом цепных подстановок.

Расчет влияния на прибыль объема и ассортимента услуг осуществляется по формуле

                          ,           (8.12)

где    - изменение прибыли за счет объема и ассортимента                          реализованных услуг связи, млн. руб.;        Qi 1,0 – объем реализованных услуг связи i-го вида в отчетном и                   базовом периодах, млн. ед.;        i 0 – средняя доходная такса единицы услуг в базовом периоде,                 руб.;        с0 – себестоимость 1 руб. доходов в базовом периоде, руб.;

Для приведенного примера (табл. 8.3) прирост прибыли за счет увеличения объема и ассортимента услуг составит 50,1 млн. руб.

      млн. руб.        

Расчет влияния объема услуг на изменение прибыли предприятия производится по формуле

                                                           (8.13) где  - изменение прибыли за счет объема услуг, тыс. руб.;          Ппр0  - прибыль в базовом периоде, тыс. руб.;          iQ – индекс изменения объема услуг связи (доходов в                 сопоставимых ценах).

Для приведенного примера (табл. 8.1) прирост прибыли за счет увеличения объема услуг составит 50,0 тыс. руб.

          млн. руб.           

Расчет влияния ассортимента услуг на изменение прибыли организации производится по формуле

                                                       (8.14)

Для приведенного примера (табл. 8.1) прирост прибыли за счет изменения ассортимента услуг составит 0,1 млн. руб.

                   млн. руб.                         

Расчет влияния на прибыль изменения тарифов на услуги проводится по формуле

, (8.15) где  - изменение прибыли за счет влияния тарифов на услуги                   связи, млн. руб.;        Qi 1 – объем предоставляемых услуг i-го вида в отчетном периоде,                   млн. ед.;       i 1,0 - средняя доходная такса i-го вида услуги в отчетном и                   базовом  периодах, руб.;        с0 – себестоимость 1 руб. доходов в базовом периоде, руб.;