Анализ прибыли и рентабельности производственной деятельности предприятия связи, страница 14

Четвертое действие. Оцениваются основные направления в работе предприятия связи по повышению эффективности производства. Для этого исследуется прирост рентабельности по их видам.

В приведенном примере работа предприятия по повышению эффективности производства проводилась в следующих направлениях.

1 Улучшение использования производственных ресурсов. Прирост ресурсной рентабельности самый высокий (0,73 %).

2 Снижение себестоимости услуг связи. Прирост затратной рентабельности составил 0,47 %.

3 Повышение прибыльности услуг связи. Прирост рентабельности продаж составил 0,41 %.

Далее, проводится более детальное исследование направлений в работе предприятия по повышению ресурсной рентабельности. Для этого исследуются факторы, на которые воздействовало предприятие связи и на которые могло воздействовать для повышения эффективности производства. Факторный анализ включает следующие этапы исследований.

1.Формируется факторная аналитическая модель, способом наращений метода детализации

 ,    (8.25)

где Dод – доходы по обычным видам деятельности, млн. руб.;       Э – затраты на производство и реализацию услуг связи,              млн. руб.;       Рпр – рентабельность продаж, %;       v – фондоотдача, руб.;       об – оборачиваемость оборотных средств, оборот.

Таким образом, ресурсная рентабельность зависит от прибыльности предприятия связи и степени использования основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

2. Проводится сбор, обработка исходных данных в соответствии с факторной моделью, построение аналитических таблиц и диаграмм. Обработанные данные представлены в таблице 8.6.

3.Далее проводится расчет влияния факторов на изменение ресурсной рентабельности методом цепных подстановок.

Влияние рентабельности продаж на изменение уровня ресурсной рентабельности рассчитывается по формуле

 ,                                   (8.26) где Рпр1,0 – рентабельность продаж в отчетном и базовом                 периодах, %.;       v0 – фондоотдача в базовом периоде, руб.;       об0 – оборачиваемость оборотных средств в базовом периоде,                 оборот.

В приведенном примере изменение ресурсной рентабельности за счет влияния рентабельности продаж составит

 

Расчет влияния фондоотдачи на изменение ресурсной рентабельности проводится по формуле

 ,                               (8.27) где Рпр1 – рентабельность продаж в отчетном периоде, %.;       v1,0 – фондоотдача в отчетном и базовом периодах, руб.;       об0 – оборачиваемость оборотных средств в базовом периоде,                 оборот.

В приведенном примере изменение ресурсной рентабельности за счет влияния фондоотдачи составит

      

Расчет влияния оборачиваемости оборотных средств на изменение ресурсной рентабельности проводится по формуле

 ,                                  (8.28) где Рпр1 – рентабельность продаж в отчетном периоде, %.;       v1 – фондоотдача в отчетном периоде, руб.;       об1,0 – оборачиваемость оборотных средств в отчетном и                   базовом периодах, оборот.

В приведенном примере изменение ресурсной рентабельности за счет влияния оборачиваемости оборотных средств составит

      

Результаты расчетов сводятся в таблицу 8.6

Таблица 8.6 – Основные направления в работе филиала                                  связи по повышению эффективности                                  производства

Наименование факторов

Период

Абсолютное изменение

Влияние фактора, %

предыдущий

отчетный

эталон

факт

1 Рентабельность продаж, %

6,0

18,0

6,41

0,41

0,115

2 Фондоотдача, руб.

0,299

0,398

0,408

0,109

0,597

3 Оборачиваемость    материальных оборотных    средств,  об.

4.337

4,800

4.623

0,286

0,013

Рентабельность ресурсная,  %

1,679

6,61

2,404

0,725

0, 725