Анализ прибыли и рентабельности производственной деятельности предприятия связи, страница 4

Второе действие. Оценивается работа предприятия по формированию чистой прибыли и прибыли до налогообложения.

Критерием положительной работы по формированию чистой прибыли и прибыли до налогообложения предприятия будут являться следующие изменения в составе прибыли.

1 Темпы роста прибыли от продаж должны быть выше темпов роста выручки предприятия, что свидетельствует об относительном снижении себестоимости 100 руб. доходов.

2 Темп роста прибыли до налогообложения должны быть выше (или одинаков) темпа роста прибыли от продаж. Коэффициент соотношения прибыли до налогообложения к прибыли от продаж должен быть больше или равен единицы и в динамике должен повышаться или оставаться постоянным. Это свидетельствует о рациональном управлении прочими доходами и расходами.

3 Темпы роста чистой прибыли должны быть выше темпов роста прибыли до налогообложения (или одинаковы). Коэффициент соотношения прибыли чистой к прибыли до налогообложения должен быть выше или равен 0,8 и в динамике должен повышаться или оставаться постоянным. Это свидетельствует о рациональной налоговой политике предприятия.

4 Общий коэффициент соотношения чистой прибыли и прибыли от продаж, равный произведению двух вышеперечисленных коэффициентов, должен быть выше или равен 0,8 и в динамике должен повышаться или оставаться постоянным. Это свидетельствует о рациональном управлении прочими доходами и расходами и рациональной налоговой политике предприятия

На основе данных таблицы 8,1 в динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения, характеризующие положительную работу по формированию чистой прибыли предприятия:

1 Темпы роста прибыли от продаж выше, чем темпы роста выручки организации, что свидетельствует об относительном снижении себестоимости 100 руб. доходов;

2 Чистая прибыль растет в одинаковой степени с прибылью до налогообложения. Коэффициент соотношения чистой прибыли и прибыли от продаж составляет 0,82 и в динамике остается постоянным. Это свидетельствует о рациональной налоговой политике предприятия, так как значительная часть прибыли не облагается налогом.

Однако имеются и негативные изменения:

1Прибыль до налогообложения растет медленнее, чем прибыль от продаж (48,1 % и 49,2 % соответственно). Коэффициент соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения  в динамике снижается. Это свидетельствует о недостатках в управлении прочими доходами и расходами предприятия;

Третье действие. Исследуются основные производственные источники формирования прибыли от продаж. Основным источником формирования прибыли от продаж является производственная деятельность предприятия связи. Именно поэтому прибыль от продаж характеризует основной финансовый результат производственной деятельности предприятия связи.

Алгоритм анализа включает следующие этапы третьего действия.

1 Проводится оценка состояния предприятия по уровню прибыльности. Для оценки состояния предприятия по уровню прибыльности фактический уровень рентабельности продаж (нормы прибыли) сопоставляется с эталонным значением. В качестве эталона принимается:

-уровень рентабельности продаж (нормы прибыли), заложенный в плане-задании на данный период;

-уровень рентабельности продаж (нормы прибыли) в среднем по передовым предприятиям связи аналогичного типа.

Выбор эталона зависит от наличия информации и особенностей оценки уровня рентабельности.

Если фактическое значения уровня рентабельности продаж выше эталонного значения, то состояние предприятия по прибыльности считается удовлетворительным. И, наоборот, при более низком значении состояние предприятия по прибыльности оценивается неудовлетворительно.

Данные таблицы 8.1 показывают, что состояние организации по уровню прибыльности неудовлетворительное. Уровень фактической рентабельности продаж значительно ниже эталонного значения, как в предыдущем, так и в отчетном периодах.