Анализ прибыли и рентабельности производственной деятельности предприятия связи, страница 8

На основе операционного анализа осуществляется механизм управления прибылью предприятия путем оптимизации соотношения выручки, постоянных и переменных затрат.  Данный механизм управления прибылью предприятия заключается в том, что любое изменение выручки от продаж (объема продаж) порождает более сильное изменение прибыли от продаж. Это явление называется силой воздействия  операционного рычага (СОР) или производственным левериджем ( от англ. leverage – рычаг). С помощью данного механизма можно анализировать и прогнозировать изменение прибыли от продаж предприятия в зависимости от изменения объема продаж и соотношения постоянных и переменных затрат.

Вместе с тем сила операционного рычага (производственный леверидж) отражает степень производственного (предпринимательского) риска. Чем больше значение силы операционного рычага, тем выше производственный риск, то есть риск значительного снижения прибыли предприятия при незначительном уменьшении объема продаж.

Маржинальный доход (операционная прибыль) предприятия – это выручка от продаж минус переменные расходы. Маржинальный доход отнесенный на единицу услуги (или на один рубль доходов) называется ставкой маржинального дохода.

Чем выше ставка маржинального дохода, тем больший вклад от услуги в покрытие общих постоянных затрат предприятия связи. Финансовое благополучие предприятия связи зависит от массы маржинального дохода и прибыли. Поэтому для определения оптимального ассортимента и объема услуг связи следует учитывать сумму маржинального дохода, приносящего каждым видом услуг с учетом допустимого предпринимательского риска. Возможный объем услуг, в свою очередь, зависит от спроса на услуги связи и производственных возможностей предприятия связи.

Целью операционного анализа является обоснование оптимального сочетания факторов для достижения наилучших финансово-хозяйственных результатов производства с учетом допустимого предпринимательского риска.

Алгоритм маржинального анализа включает ряд последовательных взаимоувязанных действий.

Первое действие. Сбор и обработка исходных данных, построение аналитических таблиц и диаграмм.

Проведение маржинального анализа можно проводить графическим и аналитическим (табличным) способом.

Форма таблицы для проведения исследований аналитическим способом может иметь вид, представленный таблицей 8.3.

Таблица 8.3 – Затраты, выручка и прибыль филиала связи

Наименование показателей

Год

Изменение

предыдущий

отчетный

абсолютное

в %

1 Доходы (выручка от продаж), млн. руб.

13686,9

19108,5

5421,6

39,6

2 То же, в сопоставимых ценах,    млн. руб.

13686,9

14520,0

833,1

6,1

3 Переменные затраты, млн. руб.

4784,1

8107,5

3323,4

69,5

4 Маржинальный доход (п.1 – п.3),    млн. руб.

8902,8

11001,0

2098,2

23,6

5 Постоянные затраты, млн. руб.

8081,7

9775,9

1694,2

21,0

6 Прибыль от продаж(п.4 – п.5),    млн. руб.

821,1

1225,1

404,0

49,2

7 Доля маржинального дохода в    выручке (п.4 / п.1)

0,650

0,576

- 0,074

- 11,4

8 Безубыточный объем продаж,    млн. руб.

12424,6

16980,0

4555,4

36,7

9 Зона безопасности (прибыли),    млн. руб.

1262,3

2128,0

865,7

68,6

10 Запас финансовой прочности, %

9,2

11,1

1,9

-

11Сила воздействия операционного      рычага (эффект производственного      левериджа (п.4/п.6))

10,84

8,98

-1,86

-17,2

При обработке исходных данных определяется критический объем продаж (точка безубыточности), зона безопасности и запас финансовой прочности предприятия связи.