4. На основе данных, приведенных в таблице 8.6, выявляются резервы по повышению эффективности производства на текущий период и направления в работе предприятия по их реализации.
Для выявления направлений в работе в текущем периоде, абсолютные фактические значения каждого фактора за предыдущий период, сопоставляется с эталонным значением. В качестве эталона принимаются:
- данные передовых предприятий аналогичного типа;
- данные, доводимые в плане-задании на данный период;
- среднеотраслевые данные.
Выбор эталона зависит от наличия информации и особенностей оценки уровня рентабельности.
По соотношению фактического и эталонного значения определяются потенциальные возможности (резервы) улучшения каждого фактора и, следовательно, направления повышения эффективности производства в текущем периоде.
На основе данных таблицы 8.6, видно, что в текущем периоде работа предприятия по повышению эффективности производства должна проводиться в направлении:
- повышения рентабельности продаж;
- улучшения использования оборотных средств;
- повышения уровня фондоотдачи.
Далее, оценивается влияние каждого фактора на изменение производственной рентабельности. Влияние каждого фактора характеризует фактическое направление проведения работ по повышению эффективности производства. Сопоставляя выявленные направления повышения эффективности производства и фактические направления проведения работ, оценивается работа предприятия по повышению эффективности производства.
Однако предприятие связи недостаточно активно работало в направлении повышения рентабельности продаж. Главное направление в работе не реализовано. Наиболее сильное влияние на уровень ресурсной рентабельности сложилось за счет проведения работ по улучшению использования основных производственных фондов. Приоритетные направления работ по повышению эффективности производства не были выполнены. Поэтому ресурсная рентабельность повысилась незначительно.
5 Выявляются основные направления в работе предприятия по повышению эффективности производства на следующий (плановый) период. Для этого сопоставляются данные факторов за текущий период с эталонным значением. На основе этого определяются приоритетные направления в работе предприятия по повышению ресурсной рентабельности на плановый период.
На основе данных таблицы 8.6 видно, что следующем периоде в центре внимания в работе предприятия связи по повышению ресурсной рентабельности должны быть следующие направления:
- повышение рентабельности продаж (снижение себестоимости 100 руб. доходов);
- улучшение использования основных производственных фондов;
- улучшение использования материальных оборотных средств.
Для реализации данных направлений необходимо провести более детальный анализ себестоимости и использования производственных ресурсов предприятия связи.
8.5 Вопросы и тесты для самопроверки усвоения материала по главе 8
Вопросы для самопроверки по главе 8
1 Охарактеризуйте основные показатели прибыли и порядок их расчета
2 Изложите методику расчета влияния факторов на изменение прибыли предприятия связи
3 Запишите факторную модель и методику расчета влияния факторов на изменение прибыли от продаж
4 Что представляет собой операционный (маржинальный) анализ и для чего он используется?
5 Что понимают под постоянными и переменными затратами?
6 Что такое маржинальный доход?
7 Как определяют величину безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия связи аналитическим и графическим методом?
8 Назовите факторы, определяющие безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия. Запишите факторные модели данных показателей и алгоритмы расчета влияния факторов
9 Охарактеризуйте основные показатели рентабельности и методику их расчета
10 Запишите факторную модель и методику расчета влияния факторов на изменение уровня ресурсной рентабельности
Тесты для самопроверки по главе 8
1 Что характеризует прибыль от продаж предприятия?
1 Финансовый результат производства
2 Хозяйственный результат производства
3 Результат использования только основных фондов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.