Рассмотрим влияние питающих напряжений на амплитуду автоколебаний. Схема питания автогенератора по постоянному току имеет следующий вид:
Рис. 11.
В начальный момент для выполнения условия самовозбуждения необходимо, чтобы крутизна характеристики транзистора была достаточно большой. Это означает, что начальное смещение на базу транзистора должно быть больше . При возникновении автоколебаний для смещения средней крутизны необходимо, чтобы по мере возрастания амплитуды колебаний смещение на базе транзистора уменьшалось. В стационарном режиме устанавливается смещение больше напряжения отсечки . Таким образом в транзисторном автогенераторе должны быть, источники отрицательного внешнего смещения (за счет делителя , ) и запирающего автоматического смещения (за счет токов и ).
Переходов автогенератора из режима покоя в стационарный режим сопровождается увеличением постоянной составляющей коллекторного тока . Чтобы уменьшить изменение реактивных параметров транзистора при изменении , стремятся рассчитывать схемы смещения таким образом, чтобы изменение было малым. Это достигается включением в эмиттерную цепь транзистора сопротивления . Под действием дестабилизирующих факторов может также меняться ток базы , а это, в свою очередь, означает, что изменяется напряжение смещения на базе транзистора. Для уменьшения этого влияния необходимо выполнить неравенство:
, (24)
.
На практике сопротивления и выбирают достаточно большими, чтобы обеспечить малое шунтирование высокочастотных цепей автогенератора. В тоже время должно выполняться условие (24). Параллельно сопротивлению включают емкость , которая успешно выполняет функцию блокировки при выполнении соотношения:
.
Выбирать величину слишком большой не рекомендуется, поскольку в этом случае возможно возникновение прерывистой автогенерации. Действительно, если постоянная времени велика, то при увеличении амплитуды автоколебаний смещение на базе транзистора останется большим, а - малой. Вследствие этого условие автогенерации не выполняется и колебания срываются. Смещение постоянно уменьшается, средняя крутизна растет и колебания опять возникают. Чтобы избежать прерывистой генерации постоянную времени выбирают меньше постоянной времени колебательной системы автогенератора:
.
Схема автогенератора с емкостной обратной связью и дополнительной емкостью в индуктивной цепи (схема Клаппа):
Рис. 12.
Резонатор образован элементами , , , , , - корректирующая цепочка, - сопротивление автосмещения. Фиксированное смещение осуществляется путем подачи на базу транзистора части коллекторного напряжения через резистивный делитель . Для блокировки источника применена индуктивность ; емкость обеспечивает оптимальное сопротивление нагрузки транзистора и разделяет коллектор и базу по постоянному току; емкость служит для связи с нагрузкой.
Рис. 13.
В автогенераторе по индуктивной трехточке режим транзистора по постоянному току обеспечивается резисторами , , и конденсатором . Колебательный контур образован элементами , , . Поскольку средняя точка катушки , заземлена через блокировочный конденсатор , то напряжение, снимаемое с , оказывается в противофазе, что обеспечивает баланс фаз. Баланс амплитуд достигается подбором числа витков катушки . Частота генерации определяется по формуле:
.
ЛЕКЦИЯ 12. Расчет автогенератора. Синхронизация АГ.
Затягивание частоты.
Выбор режима работы скорректированного транзистора. Расчет колебательной системы. Расчет цепей смещения. Синхронизация автогенераторов. Полоса захватывания частоты автогенератора. Затягивание частоты.
При работе транзистора в классах АВ, В и С и использовании корректирующих цепей коллекторный ток имеет форму косинусоидальных импульсов. Поэтому расчет электронного режима транзистора можно проводить по стандартной методике с использованием - или -коэффициентов.
Уравнения для расчета электронного режима транзистора в автогенераторе в основном те же, что и в генераторе с независимым возбуждением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.