Рассмотрим влияние питающих напряжений на амплитуду автоколебаний. Схема питания автогенератора по постоянному току имеет следующий вид:
Рис. 11.
В начальный момент для выполнения условия
самовозбуждения необходимо, чтобы крутизна характеристики транзистора была достаточно большой. Это
означает, что начальное смещение на базу транзистора должно быть больше
. При возникновении автоколебаний для
смещения средней крутизны необходимо, чтобы по мере возрастания амплитуды
колебаний смещение на базе транзистора уменьшалось. В стационарном режиме
устанавливается смещение
больше напряжения
отсечки
. Таким образом в транзисторном
автогенераторе должны быть, источники отрицательного внешнего смещения
(за счет делителя
,
) и запирающего автоматического смещения
(за счет токов
и
).
Переходов автогенератора из режима покоя в
стационарный режим сопровождается увеличением постоянной составляющей
коллекторного тока . Чтобы уменьшить изменение
реактивных параметров транзистора при изменении
,
стремятся рассчитывать схемы смещения таким образом, чтобы изменение
было малым. Это достигается включением в
эмиттерную цепь транзистора сопротивления
. Под
действием дестабилизирующих факторов может также меняться ток базы
, а это, в свою очередь, означает, что
изменяется напряжение смещения на базе транзистора. Для уменьшения этого
влияния необходимо выполнить неравенство:
,
(24)
.
На практике сопротивления и
выбирают достаточно большими, чтобы
обеспечить малое шунтирование высокочастотных цепей автогенератора. В тоже
время должно выполняться условие (24). Параллельно сопротивлению
включают емкость
,
которая успешно выполняет функцию блокировки при выполнении соотношения:
.
Выбирать величину слишком
большой не рекомендуется, поскольку в этом случае возможно возникновение прерывистой
автогенерации. Действительно, если постоянная времени
велика,
то при увеличении амплитуды автоколебаний смещение на базе транзистора
останется большим, а
- малой. Вследствие этого
условие автогенерации не выполняется и колебания срываются. Смещение постоянно
уменьшается, средняя крутизна растет и колебания опять возникают. Чтобы
избежать прерывистой генерации постоянную времени
выбирают
меньше постоянной времени колебательной системы автогенератора:
.
Схема автогенератора с емкостной обратной связью и дополнительной емкостью в индуктивной цепи (схема Клаппа):
Рис. 12.
Резонатор образован элементами ,
,
,
,
,
- корректирующая цепочка,
- сопротивление автосмещения.
Фиксированное смещение осуществляется путем подачи на базу транзистора части
коллекторного напряжения
через резистивный
делитель
. Для блокировки источника
применена индуктивность
; емкость
обеспечивает
оптимальное сопротивление нагрузки транзистора и разделяет коллектор и базу по
постоянному току; емкость
служит для связи с
нагрузкой.
Рис. 13.
В автогенераторе по индуктивной трехточке режим
транзистора по постоянному току обеспечивается резисторами ,
,
и конденсатором
.
Колебательный контур образован элементами
,
,
.
Поскольку средняя точка катушки
,
заземлена через блокировочный конденсатор
, то напряжение, снимаемое с
,
оказывается
в противофазе, что обеспечивает баланс фаз. Баланс амплитуд достигается
подбором числа витков катушки
. Частота генерации
определяется по формуле:
.
ЛЕКЦИЯ 12. Расчет автогенератора. Синхронизация АГ.
Затягивание частоты.
Выбор режима работы скорректированного транзистора. Расчет колебательной системы. Расчет цепей смещения. Синхронизация автогенераторов. Полоса захватывания частоты автогенератора. Затягивание частоты.
При работе транзистора в классах АВ, В и С и
использовании корректирующих цепей коллекторный ток имеет
форму косинусоидальных импульсов. Поэтому расчет электронного режима
транзистора можно проводить по стандартной методике с использованием
- или
-коэффициентов.
Уравнения для расчета электронного режима транзистора в автогенераторе в основном те же, что и в генераторе с независимым возбуждением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.