По показателям временной информационной загрузки, а также информационной нагрузки студент должен сделать предложения о необходимости применения организационно-технических мероприятий, направленных либо на повышение, либо на снижение загрузки.
Контрольные вопросы
1 Что понимается под загрузкой рабочего времени оператора ?
2 Санитарно-гигиенические нормы загрузки оператора, применяемые на транспорте.
3 В чем заключается понятие пропускной способности оператора и каковы ее основные характеристики ?
4 Объясните показатели информационной нагрузки оператора.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 3
Анализ режимов деятельности оператора
системы оперативного управления
Методические указания к выполнению работы. При исследовании и проектировании СЧМ важно определить положение и роль человека в системе, обеспечивающих оптимальное взаимодействие человека и машины (т. е. определить так называемый человеческий фактор). Ошибки, допускаемые человеком, во многом зависят от физического и психологического состояния, в котором могут находиться люди в конкретной деятельности.
Психофизиологические свойства операторов в большей степени зависят от особенностей его личности: мировоззрения (система взглядов), интересов, способности и одаренности, темперамента и черт характера, внимания (функциональной устойчивости, переключения внимания, распределения объема памяти).
Задача эргономики – выявить несоответствие индивидуально-психоло-гических качеств человека выполняемой им работе. Это соответствие можно проверить по схеме: на 1-м этапе изучаются психофизиологические особенности структуры трудовой деятельности и причины типичных ошибок оператора; на 2-м – производится сопоставление выявленных особенностей психофизиологическим характеристикам оператора; на 3-м – выработка экспериментального заключения на основе сопоставления.
Для оценки работы операторов, обслуживающих транспортный процесс, используют комплексную характеристику – функциональное состояние – совокупность характеристик физиологических и психологических качеств, которая обеспечивает эффективность выполнения производственных операций. Функциональное состояние оценивают через следующие группы параметров: интеллектуальные (осмысление работы, сосредоточенное внимание, принятие решения); эмоциональные (бодрость, уверенность, трудовой подъем, усталость, вялость, подавленность, нежелание работать); двигательные (уровень двигательной активности, скорость движений, их точность, замедленность, ошибочность).
Функциональное состояние характеризуется (в зависимости от изменения этих параметров) двумя процессами: работоспособностью – максимальные функциональные возможности оператора для выполнения работы и утомлением – состояние, обратное работоспособности, т. е. снижение максимальных возможностей оператора, вызванное работой и воздействием неблагоприятных условий труда. Утомление – это сигнал к прекращению работы или уменьшению ее интенсивности.
Динамика изменения функционального состояния оператора характеризуется «кривой» работы человека (рисунок 1), состоящей из следующих фаз: 1 – фаза врабатывания; 2 – фаза нормальной работы; 3 – фаза усталости; 4 – фаза второго дыхания; 5 – фаза вторичной усталости.
Рисунок 1 – Динамика изменения функционального состояния оператора
Границы перехода с работоспособного состояния в утомление характеризуется допустимыми отклонениями от нормы:
– показатель функционального состояния оператора считается нормальным [9, с. 421], если он отклоняется не более чем на 10 % от исходного уровня;
– допустимым считается отклонение значений параметра, которые лежат в интервале от М [t] ± 1 – 3 s [t] (в зависимости от принятого уровня значимости), где М [t] – математическое ожидание; s [t] – среднее квадратическое отклонение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.