Основы эргономики: Методическое пособие по выполнению практических работ, страница 14

Условные обозначения:

1 – информационное табло;

2 – рабочее место оператора;

3 – рабочее место помощника оператора;

4 – рабочее место старшего оператора.

Рисунок 1 – Схема компоновки рабочих мест в операторском зале

В соответствии с исходными данными и антропометрическими разме-рами оператора (см. приложение Б) строится масштабная схема размещения операторов в вертикальной плоскости (рисунок 2).

 


Рисунок 2 – Компоновка рабочих мест в вертикальной плоскости

В связи с тем, что старший оператор должен наблюдать за всеми процес-сами, происходящими на информационном табло (должен видеть все информационное табло), возникает необходимость его расположения выше операторов, находящихся в первом ряду. Поэтому рабочее место старшего оператора должно располагаться на некотором возвышении относительно уровня пола. Высота этого возвышения

Нвозв = hгл2 – 1559, где hгл2 – высота уровня глаз второго оператора от пола (определяется методом графического построения из рисунка 2).

Контрольные вопросы

1 Дайте понятие «рабочее место».

2 Назовите положительные и отрицательные стороны работы оператора «сидя».

3 Дайте описание зон (залов) пунктов управления на транспорте.

4 Приведите порядок расчета высоты возвышения для размещения рабочих мест.

П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а  №  7

Определение уровня адаптированности

работников в коллективе

Методические указания к выполнению работы. При оформлении работы студент обязан полностью привести данные, выбранные по своему варианту, из протоколов опроса для работников и руководителя и затем приступать к решению задачи.

Одной из задач эргономики является изучение процесса овладения профессией или профессионального самоопределения человека. Заключительный (итоговый) его этап состоит в профессиональной адаптации, определяемой как приспособление профессиональных и социальных характеристик работника к соответствующим параметрам предприятия.

Результаты профессиональной адаптации можно охарактеризовать уров-нем адаптированности специалиста. О нем можно судить по двум критериям, взятым в единстве: это «удовлетворенность человека работой» и «удовлетворенность работником». Несмотря на то, что оба эти критерия носят во многом субъективный и относительный характер, они позволяют получать психологическую характеристику уровня адаптированности. Поскольку профессиональная адаптация есть заключительный этап профессионального самоопределения специалиста, то по уровню адаптированности можно судить об успешности данного процесса в целом, т. е. о том, насколько «состоялся» специалист. Поэтому оценка уровня адаптированности работника  является необходимым и важным компонентом почти любого исследования в области психологии профессий.

Оценить уровень адаптированности работника можно при помощи двух простых методик на основе программированных интервью: интервью с работником, уровень адаптированности которого мы хотели бы измерить, и интервью с руководителем (при наличии у специалиста нескольких руководителей, достаточно близких к его конкретной работе, желательно провести такое интервью со всеми, что позволит сравнить и откорректировать полученные данные). Программированное интервью отличается тем, что имеет жесткий план, включающий вопросы закрытого типа, т. е. с предлагаемыми вариантами ответов.

Интервью проводится в спокойной обстановке, наедине с опрашиваемым. Прежде чем перейти к вопросам, экспериментатор просит работника подойти к ответам с полной ответственностью, и по возможности не пользоваться вариантом «в». На обдумывание ответов отводится достаточное время, не следует торопить опрашиваемого. В случае необходимости экспериментатор в ходе интервью делает соответствующие разъяснения. По окончании работы обязательно следует поблагодарить испытуемого за ответы.