Основы эргономики: Методическое пособие по выполнению практических работ, страница 3

В соответствии с выполненными  построениями и сравнением фактических и требуемых с эргономической точки зрения зон размещения СОИ и ОУ (приложение В) можно сделать вывод о том, что рассматриваемый пульт управления станцией практически полностью не соответствует эргономическим требованиям для работы оператора сидя, поскольку органы управления вообще не  попадают в зоны их размещения по эргономическим нормам. Примерно половина всех СОИ находится во второстепенной зоне и ни один элемент СОИ не находится в центральной зоне. При этом следует отметить, что индикаторы выходных сигналов как в четном, так и в нечетном направлениях, а также индикаторы состояния путей станции находятся вне требуемых зон СОИ. Индикаторные лампочки подходов поездов к станции, удаления поездов от станции и входных сигналов располагаются во второстепенной зоне норм СОИ.

Так как не выполняются требования по расположению СОИ и ОУ на пульте управления, то необходимо предусмотреть мероприятия по модернизации данного пульта, или рассмотреть целесообразность смены рабочего положения оператора на положение «стоя» или комбинированного «сидя и стоя».

Контрольные вопросы

1 Что такое средства отображения информации и органы управления ?

2 Какие имеются зоны расположения средств отображения информации и органов управления на вертикальной панели пульта управления ?

3 Для чего производится сравнение фактических и требуемых с эргономической точки зрения зон размещения средств отображения информации и органов управления ?

П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а  №  2

Исследование процессов приема

и переработки информации оператором

информационно-управляющей системы

Методические  указания к выполнению работы.  Загрузку операторов информационно-управляющих систем на транспорте можно рассматривать  в двух аспектах: во-первых, как информационную загрузку, связанную с приемом, переработкой и передачей сообщений; во-вторых, как затраты рабочего времени на выполнение производственных операций по управлению транспортным процессом.

S

 
Под загрузкой рабочего времени оператора понимают общее время, необходимое для выполнения всех операций по функциям управления за определенный период (час, смену, сутки). Отношение затрачиваемого суммарного времени (   Tj) к продолжительности рассматриваемого  периода рабочего времени (Tпер) называется уровнем (коэффициентом) загрузки и определяется в долях или в процентах:

                                            (1)

где n – число совершаемых оператором операций, n = 1, 2, ..., j.

Значение фактической загрузки (Zзф) оператора сопоставляется с допустимой загрузкой (Zзд). По санитарно-гигиеническим нормам, применяемым на транспорте, значение параметра Zзд < 95 %. При  незначительном уровне фактической загрузки рабочего времени операторского персонала рассматриваются мероприятия о возможности  увеличения зоны обслуживания или расширения функций управления. При Zзф > Zзд намечаются организационно-технические мероприятия, снижающие общую загрузку, или уменьшается полигон управления.

По эргономическим требованиям для операторов систем управления технологическими процессами в реальном масштабе времени устанавливается допустимая загрузка Zзд < 75 %.

На практике для расчета загрузки рабочего  времени работников информационно-управляющих систем используется хронометражный метод или эмпирические формулы, полученные на основе обобщения и обработки  хронометражных данных по специальной методике [ 6 ].

Расчетные значения рабочего времени работников управления процессами перевозок являются функцией от объемов транспортной работы на управляемом полигоне и длительности обслуживания транспортного потока в соответствии с принятой технологией работы и уровнем автоматизации используемых технических средств. Так как влияющие параметры могут изменяться под воздействием случайных факторов, то определение загрузки оператора будет носить вероятностный характер. Уровень загрузки оператора в таком случае будет выражаться  через следующую функцию: