В соответствии с выполненными построениями и сравнением фактических и требуемых с эргономической точки зрения зон размещения СОИ и ОУ (приложение В) можно сделать вывод о том, что рассматриваемый пульт управления станцией практически полностью не соответствует эргономическим требованиям для работы оператора сидя, поскольку органы управления вообще не попадают в зоны их размещения по эргономическим нормам. Примерно половина всех СОИ находится во второстепенной зоне и ни один элемент СОИ не находится в центральной зоне. При этом следует отметить, что индикаторы выходных сигналов как в четном, так и в нечетном направлениях, а также индикаторы состояния путей станции находятся вне требуемых зон СОИ. Индикаторные лампочки подходов поездов к станции, удаления поездов от станции и входных сигналов располагаются во второстепенной зоне норм СОИ.
Так как не выполняются требования по расположению СОИ и ОУ на пульте управления, то необходимо предусмотреть мероприятия по модернизации данного пульта, или рассмотреть целесообразность смены рабочего положения оператора на положение «стоя» или комбинированного «сидя и стоя».
Контрольные вопросы
1 Что такое средства отображения информации и органы управления ?
2 Какие имеются зоны расположения средств отображения информации и органов управления на вертикальной панели пульта управления ?
3 Для чего производится сравнение фактических и требуемых с эргономической точки зрения зон размещения средств отображения информации и органов управления ?
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 2
Исследование процессов приема
и переработки информации оператором
информационно-управляющей системы
Методические указания к выполнению работы. Загрузку операторов информационно-управляющих систем на транспорте можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как информационную загрузку, связанную с приемом, переработкой и передачей сообщений; во-вторых, как затраты рабочего времени на выполнение производственных операций по управлению транспортным процессом.
|
(1)
где n – число совершаемых оператором операций, n = 1, 2, ..., j.
Значение фактической загрузки (Zзф) оператора сопоставляется с допустимой загрузкой (Zзд). По санитарно-гигиеническим нормам, применяемым на транспорте, значение параметра Zзд < 95 %. При незначительном уровне фактической загрузки рабочего времени операторского персонала рассматриваются мероприятия о возможности увеличения зоны обслуживания или расширения функций управления. При Zзф > Zзд намечаются организационно-технические мероприятия, снижающие общую загрузку, или уменьшается полигон управления.
По эргономическим требованиям для операторов систем управления технологическими процессами в реальном масштабе времени устанавливается допустимая загрузка Zзд < 75 %.
На практике для расчета загрузки рабочего времени работников информационно-управляющих систем используется хронометражный метод или эмпирические формулы, полученные на основе обобщения и обработки хронометражных данных по специальной методике [ 6 ].
Расчетные значения рабочего времени работников управления процессами перевозок являются функцией от объемов транспортной работы на управляемом полигоне и длительности обслуживания транспортного потока в соответствии с принятой технологией работы и уровнем автоматизации используемых технических средств. Так как влияющие параметры могут изменяться под воздействием случайных факторов, то определение загрузки оператора будет носить вероятностный характер. Уровень загрузки оператора в таком случае будет выражаться через следующую функцию:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.