Данная практическая работа выполняется на основании изучения порядка деятельности дежурного по станции (ДСП) учебной лаборатории «Управление движением» имени профессора И. Г. Тихомирова кафедры УЭР при приеме, отправлении или пропуске поездов. Исходя из порядка действий дежурного по станции по приему, отправлению или проследованию поездов составляется набор выполняемых им производственных операций и функ-циональных блоков и в соответствии с приложениями Д и Е определяется продолжительность выполнения рабочих движений оператора (ДСП).
Полученный набор выполняемых операций «разбивается» на «логические условия» и «операторы» и составляется алгоритм деятельности ДСП при выполнении им действий по приему (отправлению, проследованию) поезда.
Алгоритм деятельности ДСП разбивается на группы «операторов» и «логических условий», после чего по нему производится расчет основных показателей алгоритмической загрузки ДСП.
Более подробное изложение теоретического материала и пример расчета показателей алгоритмической загрузки оператора приведен в практической работе № 8.
Контрольные вопросы
1 Дайте описание понятия «элементарное действие».
2 Приведите пример алгоритма деятельности ДСП по открытию маршрута приема поезда для станции «Образцово».
3 Что называется логической системой алгоритма ?
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 5
Разработка компоновки
рабочего места оператора
информационно-управляющей системы
Проектирование рабочего места оператора должно проводиться на основании эргономических требований как в целом к рабочему месту, так и к отдельным устройствам, используемым в деятельности оператора. При этом, в начале определяется значимость каждого из технических устройств для выполнения функций оператора. Исходя из этого определяется их расположение относительно оператора. Кроме установленных эргономических требований, учитываются и потребности жизнедеятельности оператора, практический опыт, принцип стереотипности движений.
Наиболее часто используемые технические средства следует размещать в зонах наилучшей моторной досягаемости с целью минимизации рабочих движений оператора (приложение Ж).
Оператор относительно рабочей поверхности может находиться в двух положениях: симметрично (левая и правая плоскости рабочего стола имеют одинаковую площадь); ассиметрично (смещение оператора за рабочим столом в левую (правую) сторону).
Технические средства устанавливаются таким образом, чтобы равномерно распределить работу оператора левой и правой рукой. Клавиатура устройств управления и ввода данных обычно находится в зоне легкой досягаемости моторного поля.
Экраны дисплеев должны находиться в зонах допустимого угла обзора СОИ, но в то же время не закрывать обзор табло, расположенного напротив оператора. Экран дисплея размещается в плоскости, перпендикулярной линии взора оператора на расстоянии 400–800 мм (или две диагонали дисплея) от оператора.
Вспомогательные наглядные средства, такие как график движения транспортных единиц на контролируемом участке, нормативные документы, оперативные приказы и т. д. должны размещаться под прямым углом к линии взора оператора, направленной в центр данного вспомогательного средства. Кроме того, данные средства должны располагаться на таком расстоянии от оператора, чтобы он мог без усилий «снять» (прочитать) информацию, отраженную в них. Рабочее место диспетчера показано на рисунке 1.
В управляющих системах на транспорте находят широкое распространение органы управления, совмещенные с СОИ. В связи с этим при проектировании ОУ необходимо обеспечивать выполнение эргономических требований к взаимному расположению СОИ и ОУ. Такими требованиями являются:
– руки оператора не должны закрывать индикационную часть прибора,
когда он работает с ОУ;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.