Основы эргономики: Методическое пособие по выполнению практических работ, страница 21

Характеристики алгоритмов

Алгоритм

I

II

Общее число членов алгоритма

13

14

Количество «операторов»

7

8

Число групп «операторов»

4

4

Показатель стереотипности

1,75

2,0

Количество логических условий

6

6

Число групп логических условий

4

4

Показатель логической сложности

1,5

1,5

Энтропия «операторов»

2,81

3,0

Энтропия логических условий

2,59

2,59

Средняя скорость переработки информации

0,0125

0,0129

Интенсивность выполнения алгоритма

0,03

0,032

Общая сложность выполнения алгоритма

0,0004375

0,0005504

Вывод. Исходя из сводной таблицы характеристик рассматриваемых алгоритмов можно сделать вывод о том, что алгоритмы не являются одинаковыми  по сложности. Алгоритм II обладает худшими параметрами по таким характеристикам, как общее число членов алгоритма; количество «операторов»; энтропия «операторов»; общая сложность выполнения алгоритма. В то же время алгоритм II обладает лучшими параметрами по таким характеристикам, как показатель стереотипности; средняя скорость переработки информации; интенсивность выполнения алгоритма. Проанализировав чис-ленные значения характеристик обоих алгоритмов приходим к выводу, что алгоритм II является более сложным, чем алгоритм I.

Контрольные вопросы

1 Дайте понятия «алгоритм» и «алгоритмическая деятельность» по отношению к работе оператора.

2 В чем заключается смысл показателя стереотипности, показателя логической сложности ?

3 Перечислите основные количественные характеристики  трудовой деятельности.

Список литературы

1  Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте: В 4 ч./ Под ред. П. С. Грунтова. – Гомель: БелИИЖТ, – Ч.1. – 1985. – 56 с.; Ч.2. – 1987. – 70 с.; Ч.3. – 1988. – 80 с.; Ч.4. – 1993. – 52 с.

Варгунин В. И. Основы эргономики на железнодорожном транспорте.  – Куйбышев: КИИТ, 1988. – 99 с.

Войненко В. М., Мунипов В. М. Эргономические принципы конструирования. – К.: Техника, 1988. – 119 с.

Душков Б. А., Смирнов Б. А., Терехов В. А. Инженерно-психологические основы конструкторской  деятельности (при проектировании систем «человек-машина»). – М.: Высш. шк., 1990. – 271 с.

Кузнецов В. Г., Гавриков С. В. Основы эргономики: Учеб. пособие. Ч. I. – Гомель: БелГУТ, 2000. – 160 с.

Платонов Г. А. Эргономика на железнодорожном транспорте. – М.: Транспорт, 1986. – 296 с.

Пятибратов А. П. Человеко-машинные системы: эффект эргономического обеспечения. – М.: Экономика, 1987. – 200 с.

8  Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ: В 7 т./ Под ред. В. Н. Четверикова. – М.: Высш. шк., 1990 – 1991. Т.1. Инженерно-психологическое проектирование взаимодействия человека с техническими средствами. – 127 с.; Т.6. Персональные  автоматизированные информационные системы и дисплейные комплексы. – 143 с.; Т.7. Системное проектирование взаимодействия человека с техническими средствами. – 142 с.

9  Основы инженерной психологии/ Под ред. Б. Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986. – 448 с.

10  Пушкин  В. Н., Нерсесян Л. С.  Железнодорожная психология. – М.: Транспорт, 1972. – 240 с.

11  Справочник по  инженерной психологии/ Под ред. Б. Ф. Ломова. – М.: Машиностроение, 1982. – 368 с.

12  Хрестоматия  по инженерной  психологии/ Под ред. Б. А. Душкова. – М.: Высш. шк., 1991. – 287 с.

13  Эргономика: Учеб. / Под ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. – 184 с.

14  Эргономика: Учеб. пособие для вузов / В. В. Адамчук, Т. П. Варна, В. В. Воротникова и др.; Под ред. проф. В. В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАННА, 1999. – 254 с.