Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение

Страницы работы

Содержание работы

Пастырское Богословие IV курс 2-е полугодие

26.01.2000

1. Подготовка будущего пастыря__________

2. Посвящение, его смысл и содержание____

3. Пастырские искушения________________

4. Семейная жизнь пастыря______________

5. Внешний облик и развлечения___________

6. Душепопечение________________________

1.  Подготовка будущего пастыря

Итак, требуется, кроме всего прочего, и внешняя подготовка пастыря. Для пастыря имеет важное значение и манера говорить, и манера себя держать. Всё это может и привлечь человека в храм, и оттолкнуть, и даже отвратить от Церкви. "По одежке встречают..." – эта поговорка имеет важное значение для пастыря. Ведь людям свойственно чувство брезгливости, и какая-нибудь мелочь может оттолкнуть человека, пришедшего в храм.

Однако, надо избегать чрезмерной заботливости о внешности пастыря, – это тоже может оттолкнуть (изысканность одежды, роскошь). Так, до революции наше столичное духовенство разительно отличалось изысканностью от провинциального. Это приводило к гордости, к кичливости. Не будем говорить о длине волос, бороды и т.п. В разные времена были разные традиции. Так, на старых фотографиях часто видим духовенство с прической на пробор: были люди, которые требовали этого от духовенства, якобы потому что Сам Спаситель носил такую прическу. Сейчас таких требований нет: главное – мера (не должно быть ни неопрятности, но надо избегать и франтовства).

Внешний вид пастыря говорит о самодисциплине: часто бывает так, что неопрятный внешний вид говорит о неопрятности души.

Пастырь должен следить ещё и за назначенным временем. Не говоря уже о времени богослужения, надо соблюдать и все договорные сроки совершения треб и т.п.

Это касается и переписки, и не только официальной (где требуется фиксировать исходящие и приходящие документы), но и личной. В частной корреспонденции не следует задерживать с ответом. Вообще это правило времени важно во всех аспектах жизни, т.к. небрежный во времени пастырь вызывает негативное впечатление.

Важна и манера говорить. Так, с воцерковленными людьми можно использовать славянские выражения. Но если дело касается невоцерковленных людей, то "поражать" их своими знаниями – признак дурного тона. Вообще, демонстрировать, что ты стоишь на более высокой ступени развития – дурной тон.

Пасторологи обращают внимание, что пастырь должен говорить с людьми спокойно. Другое дело, если пастырь выражает негодование (например, клеветой), но и в этом случае не должны проявляться ненависть, озлобленность.

Движения пастыря не должны быть суетливыми, походка должна быть спокойной.

Убранство жилища пастыря должно быть соответствующим: ведь в сельском приходе довольно часто в дом священника приходят его пасомые. С другой стороны, в жилище пастыря не должно быть роскоши, чего-то излишнего. Чрезмерное количество картин и ковров – признак безвкусицы. Т.о. в этом отношении, как и во всём, хорош принцип aureamediocritas.

Мы отмечали труд иг. Тихона "Пастырское служение – добровольное мученичество" – самодисциплина должна начинаться уже в духовной школе и больше не теряться никогда.

Итак, рассмотренный вопрос имеет хоть только и внешнее значение, но не является маловажным. Поэтому внешняя подготовка пастыря рассматривается всеми пасторологами наряду с духовной и интеллектуальной, как вспомогательная с точки зрения самодисциплины, но не как второстепенная.

После рассмотрения подготовки к пасторскому служению некоторые пасторологи рассматривают сам момент хиротонии. Тут дело начинается с исповеди: нет ли канонических препятствий, не было ли нарушений в отношении канонов. Исповедь перед хиротонией должна быть, как говорится, "за всю жизнь". Тут не должно быть никакого стеснения, ничто не должно быть забыто. Исповедь перед хиротонией имеет важнейшее значение и для самого ставленника. В древности перед хиротонией большое значение имело избрание народом кандидата во священство. В некоторых Поместных Церквах (напр. в Болгарской) это сохранилось и доныне. Наше "повелите" – и есть остаток выражения согласия народа с кандидатурой ставленника. Яркий пример – св. Амвросий Медиоланский. Он был префектом, посланным на разбирательство о неверной епископской хиротонии, и сам был провозглашен народом епископом. Св. Григория Богослова тоже избрал народ и собственный его отец, что св. Григорий считал даже произволом. Раньше священника и епископа назначали на служение в определенное место до конца дней. В конце XVIII века у нас началось перемещение епископов, а затем и священников. В Болгарской Церкви до сих пор не перемещают ни священников, ни епископов (за исключением приходов за рубежом), даже если епископ состарится, то ему в помощь назначается викарий, но старый епископ остается правящим. И это верно, ведь хиротония – это "венчание" с паствой (даже поются те же песнопения). И в Греческой Церкви тоже есть практика перемещения священнослужителей с места на место. У нас же практика перемещения уже не одно столетие. И это не совсем верно, но трудно сейчас изменить.

Похожие материалы

Информация о работе