Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение, страница 8

Гораздо более опасная форма честолюбия – внутренняя. Пастырю дается власть вязать и решить, но заблуждение, если пастырь думает, что эта власть дана ему лично. Пастырь просто делегирован на совершение служения, и главное здесь – не обладание теми или иными дарованиями, а важно думать об ответственности и обязанностях, которые возложены на пастыря Церкви. Пастырь является полномочным представителем Церкви. Некоторые, к сожалению, полагают, что могут вникать во все частные моменты жизни пасомых: кому вступать в брак, кому в монашество и т.д., руководить ими на каждом шагу. Здесь обязанности смещаются к практике, которая устанавливается в монастыре: старцу вменяется руководителем монастыря новоначальный, и здесь осуществляется послушание. Там требуется всецелое подчинение воле старца, пока новоначальный не сможет самостоятельно разбираться во всех проблемах, касающихся духовной жизни. В пастырской практике тоже есть старческие элементы. Каждый пасомый должен подчиняться руководству, которое идет от пастыря Церкви – духовного отца, который обязан руководить, но здесь не должно быть диктата, потому что последнее – это нехристианское явление. Священник может под влиянием такого искушения духовно господствовать над душами, забывая, что он должен им соболезновать. Наиболее частая форма: жажда добиться от пасомых подвига послушания, когда даже глубоко религиозные благочестивые аскеты становятся для пасомых тяжелыми чиновниками (еп. Антоний (Храповицкий)).

Священник, в особенности молодой и без меры ревностный, мнит себя старцем их душ, требует безоговорочного послушания, полной отдачи в руки пастыря. Неумеренные пастыри готовы поверять всю жизнь духовных чад во всех их проявлениях, не сверяясь с особенностями духовных чад и, самое главное, со своими дарованиями. Святитель Феофан Затворник многим лицам писал письма, в которых содержится богатая сокровищница духовного руководства, подобное – письма оптинских старцев. Но здесь явно проступает то, что следствием собственно обращения разных лиц к духоносным пастырем явились эти письма в ответ на запрос. Это духовный совет, который является ответом на взыскания этих людей, а не навязывался без воли духовных чад. В этих письмах не содержалось ригористических требований обязательного настойчивого исполнения.

Искушения могут проявиться в этом плане и в области проповеднической. Иногда проявляется стремление быть для своих пасомых авторитетом в области учительной, и священник считает себя более знающим во всех областях, во всё вмешивается, требует признания своей власти, это касается не только проповеди, но и когда это касается наставлений, касающихся разных вопросов. Священник считает, что можно отвечать на все вопросы, даже не связанные с религиозной жизнью, даже вопросы, касающиеся разных сторон государственной, общественной политической. Пастырь готов давать ответы, не зависимо от того, компетентен ли он в этих вопросах.

Правда, пастырь должен высказываться по современным социальным и особенно моральным проблемам. Но если пастырь хочет давать ответы на все вопросы по всем темам, настаивая, что только его точка зрения правильная – это нельзя.

Авторитет настоящий проявляется сам собой как плод настоящего духовного подвига, смирения. Те, кто в истории обладали непререкаемым авторитетом, меньше всего выставляли свой сан. В том и заключается искушение, когда употребляются такие средства, которые не столько способствуют, сколько затмевают истину. То, что человек – протоиерей, это не делает его истины более истинными.