Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение, страница 11

Для других стоит вопрос о принятии монашества. Этот вопрос тоже серьезный. Нужно решать его, находясь под началом опытного старца. К сожалению, очень часто встречались примеры, когда некоторые вставали на монашеский путь, не продумав своих возможностей, другие становились на этот путь под давлением архиереев или архимандритов, и бремя монашеской жизни становилось для них тяжелым и неудобоносимым. Поэтому, чтобы не впасть в искушение и решить этот вопрос, нужно серьезно думать относительно того, возможно ли будет нести монашеский подвиг. Лучше, если монашествующие подвизаются в монастыре, а не в миру, где много соблазнов, и даже пожилые люди иногда в миру не могут противостоять искушениям, и коренным образом изменяют свою жизнь.

5.  Внешний облик и развлечения

В пасторологической литературе рассматривались вопросы внешнего облика, развлечений. Есть об этом рассуждения у проф. Певницкого, архим. Бориса (Плотникова).

Все согласно говорят, что нужно руководствоваться основным служением пастыря, поэтому необходимо заботиться о развитии в себе духовности, и даже в мирские вопросы нужно вносить духовность, решая этим миссиологические и другие проблемы. Пастырь должен носить в себе высшие духовные ценности, и т.о. оказывать влияние не только на своих пасомых, но и на тех людей, которые с ним соприкасаются не только по долгу службы, но и по другим вопросам. Чтобы быть в состоянии успешно проводить в жизнь духовные принципы, человек не может ограждать себя от интересов мира, а так или иначе в большей или меньшей степени должен искать в этой области, вникать в происходящее вокруг него. Поэтому вопрос о благах цивилизации должен рассматриваться пастырем, который не может уйти в затвор и отгородить себя от мира, потому что пасомые постоянно находятся в окружении мира, и многие мирские волнения их заботят. Они приносят в храм свои проблемы и тревоги, связанные с жизнью в миру. Поэтому пастырь должен знать, какие проблемы волнуют пасомых, каким образом оградить их от влияния мира, и каким образом он должен себя ограждать от этого.

Пасторологи дают некоторые советы, указывают основные принципы. Пастырь должен руководствоваться теми принципами, которые основаны на творениях святых отцов. Нужно иметь ввиду, что церковные установления содержат определенные указания, имеющие обязательное значение для всех. Правило 86-е VI Всел.Соб. запрещает содержание таких домов, где поддерживается разврат. 9-е правило VI Всел.Соб. не дозволяет содержание корчемниц. 44-е Ап-е, 17-е I Всел.Соб., 4-е Лаодикийского, 10-е Трулльского запрещают ростовщичество. Но нужно иметь ввиду не только прямое запрещение корчемницества или ростовщичества, есть и прямые производные от этих пороков, которые в разное время проявляются по-разному.

05.04.2000

6.  Душепопечение

Одной из основных обязанностей пастыря Церкви является духовное окормление своих пасомых, которое главным образом осуществляется посредством Таинства Исповеди, которое поставляет пастыря в самые близкие отношения с пасомыми. Исповедь рассматривается в пастырском богословии в особом отделе о душепопечении. Поэтому курсы по ПБ и содержат в себе рассмотрение этих вопросов. При всей индивидуальности и неповторимости человеческой личности, следовательно и каждой отдельной исповеди, необходимо представить себе общие положения, обобщения, которые касаются классификации грехов и кающихся. Это делают наши пасторологи. Но нужно иметь ввиду, что священнику часто приходится соприкасаться с такими случаями, которые не только не подлежат классификации, но и не умещаются в узкие рамки пособия по пастырскому богословию.

У православного пастыря есть огромный арсенал богослужебных средств, которых нет у других конфессий. Богослужебный строй, содержание богослужения, даже совершение треб – всё это имеет душепопечительное значение.

Таинство Исповеди имеет отношение к частному душепопечению и поставляет пастыря и пасомого в непосредственную связь. Исповедь является для грешников дверью покаяния, выход в новую жизнь. В этом возрождении у пастыря есть большие возможности руководить пасомым, воцерковить его, приобщить к духовной жизни Церкви.