Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение, страница 12

Это особенно важно, когда на исповедь приходят люди, которые давно не были на исповеди, или впервые приходят на исповедь. Это также важно для первой исповеди детей – нужно расположить ребенка, чтобы дитя жаждало снова и снова приходить, чтобы получить наставления. В таких случаях духовнику дается возможность внушить кающимся, каково христианское понимание мира и др. Признание своих грехов кающимся – это только первый шаг – отказ от прежних привычек и ожидание новых наставлений и советов, которые помогли бы человеку начать новый путь.

Таинство Исповеди своеобразно, и требует уяснения некоторых сторон его: обстановка, содержание, подход кающихся. Психология кающихся отличается, и надо учитывать индивидуальные особенности. Есть кающиеся, которые охотно говорят о своих грехах, есть люди, которые не знают, что говорить на исповеди.

Немаловажный вопрос о взаимоотношении между индивидуальной и т.н. общей исповедью. К сожалению, некоторые считают достаточным ограничивать себя общей исповедью.

Исповедь отличается от обычного разговора священника с духовными чадами. Последнее может иметь место и в храме, и вне храма. Кающийся является здесь в ином виде, чем обычно, в ином свете представляет и самого себя, и свои внутренние переживания. Обычно люди стараются показать себя с лучшей стороны, стараются скрыть свои недостатки. В исповеди же кающийся должен обнаруживать все свои отрицательные стороны, вспомнить все свои грехи, не стыдиться показать себя со стороны самой унизительной. Первое условие для правильной исповеди – назвать грех. Это психологически сделать трудно, но этого пастырь должен добиваться. Если человек не назвал грех, он фактически держит его в себе.

Некоторые каются в грехах своих близких, а не в своих собственных, говорят о своих страданиях и переживаниях, говорят, что их обидели тем-то. Пастырю нужно направлять беседу в нужное русло, чтобы не получилось бесплодных разговоров. Это наболевшее, но оно не касается существа дела.

Исповедь стирает все перегородки и придает общению характер абсолютного равенства: священнику приходится исповедовать и взрослых, и детей, и стариков, и женщин, и мужчин, и простых, и представителей интеллигенции, и священников, и м.б. архиереев. Пастырь должен уметь выслушать исповедь любого человека. Должно быть терпение на нужном уровне, потому что иногда приходится много слушать и направлять кающихся в нужное русло.

Отсюда рождается особое отношение духовного отца и духовных чад. Пастырь всегда должен относиться к своим духовным чадам как к таковым, которые нуждаются в его отеческой заботе, а не только в строгости и наставлениях. Хотя кающийся приходит к священнику, но священник не должен думать, что он на пьедестале величия, а все остальные ниже его. Многие из пасомых могут иметь очень высокую духовную жизнь и в нравственном отношении могут быть даже выше пастыря Церкви, и не нужно свысока смотреть на своих пасомых, которые обязательно нуждаются в его наставлениях и директивах. Не нужно диктовать свою волю только потому, что ты пастырь, а он – пасомый.

Священник должен стяжать и поддерживать следующие мысли и настроения. Духовный опыт приобретается через молитву, чтение СП, общение с духовно опытными людьми, работой над собой (старанием полюбить человека в эти минуты – Антоний (Храповицкий)). Очень важно отношение ко греху как к болезни больше, чем как к преступлению. Часто человек заражается грехом, как болезнью, от худого примера. Такое представление о грехе и помогает пастырю проявлять сострадательную любовь к кающемуся грешников. Сейчас много таких болезней, которых раньше не было (как наркомания). Бывает необходимо призывать на помощь близких и родственников, чтобы общими усилиями преодолеть эту болезнью.

Абсолютная тайна исповеди. Поведанное на исповеди никогда ни при каких обстоятельствах не может быть поведано другим. Ни намеком, ни в проповеди, в пастырских разговорах не может рассказывать того, что ему было поведано при совершении таинства Покаяния.

Бывает, что человек говорит, но чего-то недоговаривает. Это связано с ложным чувством стыда. Нужно быть внимательным, чтобы не пропустить чего-либо важное, из-за чего нужно накладывать епитимью.