Нужно терпение, чтобы выслушивать людей, которые очень словоохотливы. Иногда люди записывают на несколько страницах, и не только читают, но и комментируют. Здесь требуется особое терпение. Часто люди забывают о том, что они делают, и т.о. стараются зафиксировать это. Этому не следует препятствовать. Если человек пришел через несколько лет от предыдущей исповеди, накопилось уже много. Если же кающийся раз в неделю приносит такую "простыню" – это уже не надо поощрять. Это превращается в самокопание, фиксация на каждой мимолетной мысли и размышление над ними уже является грехом.
Нужно иметь ввиду литургические моменты. С одной стороны, очень важно стараться развивать евхаристическую жизнь в приходе, побуждать пасомых к более частому причащению, но в то же время, естественно, надо внушать, что к исповеди и Причащению нужно относиться внимательно и готовиться надлежащим образом. Исповедь не всегда должна быть связана с причастием. Некоторые считают, что можно исповедовать только накануне причастия, были мнения, чтобы люди, живущие интенсивной евхаристической жизнью исповедовались перед каждым причащением. В практике некоторых Церквей исповедь практиковалась редко, а причащение бывало более частым. В настоящее время тенденция к непременной исповеди перед причастием, что дает человеку возможность приготовиться, повышает ответственность. В то же время нужно иметь ввиду, что можно исповедоваться чаще, чем причащаться. Такая практика имеет больше оснований. Если человек согрешил, но не готов, чтобы причащаться, но он должен быть готов к исповеди. Это способствует тому, что грехи не устаревают, не укореняются. Эту практику нужно поддерживать. Она имеет основание в практике монастырской – в ежедневной исповеди для новоначальных.
Исповедь не должна быть ограничена только великопостным периодом. Лучше причащаться по всем большим праздникам, по семейным торжествам. В период Великого Поста в связи с большим наплывом кающихся практикуется иногда общая исповедь, которая должна сопровождаться проповедью, поучением. Даже перед частной исповедью такие увещания должны иметь место, но при общей исповеди это дело необходимости. Есть разные формы и схемы общей исповеди. Общего правила нет, каждый руководствуется теми или иными пособиями. Ограничиваться общей исповедью, в любом случае, нельзя. Кающиеся, которые приходят на общую исповедь, должны приходить на День Ангела или другой праздник на частную исповедь.
Надлежит непременно прочитать для всех первую разрешительную молитву: "Господи Боже спасения рабов Твоих..." Вторая же разрешительная молитва "Господь и Бог наш Иисус Христос..." должна прочитываться над каждым кающимся. Как считают, вторая молитва вошла из Требника Петра Могилы.
Можно заметить, что славянский Требник перед главой об исповедании содержит особое повествование: "О еже како подобает быти духовнику". Кроме указаний увещательного характера, в этом предисловии говорится: если кто без грамоты епископа дерзнет принимать помышления или исповеди, должен быть наказан как преступник божественных правил. Имеется ввиду древняя практика, – особенная грамота от епископа священнику, который может принимать исповеди. Такая грамота давалась не каждому священнику, а только тому, кто имеет соответствующий опыт. Такая практика сохранилась в некоторых Церквах. В настоящее время в РПЦ такая грамота не выдается, а рукоположение и назначение пастыря на приход уже является свидетельством того, что данный священник может совершать все Таинства (кроме Священства). В греческом Евхологии есть особое последование "Егда творит архиерей духовника".
Исповедь настолько индивидуальное таинство, и каждый кающийся настолько неповторим, с другой стороны, у каждого духовника могут выработаться свои приемы, потому давать универсальных советов невозможно. Читая руководство по ПБ, касающихся проведения исповеди, нужно иметь ввиду, что эти наставления имеют индивидуальный отпечаток тех, кто составлял эти руководства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.