Святой апостол Павел говорил, что для него мир распят, и он для мира. Много искушений приходит со стороны мира. Распятость миру всегда должна быть присуща пастырю Церкви. Там, где имеется стремление к святости, там бывают ещё большие борения. Ещё древний мудрец сказал: "Если ты намереваешься служить Богу, то уготовь душу свою к искушениям". Поэтому ещё до принятия сана нужно взглянуть трезво на тернистый путь своего служения, чтобы испытания не застали врасплох.
Архимандрит Борис (Плотников) насчитывает 12 искушений, епископ Антоний (Храповицкий) указывал основные 4 искушения (другие являются производными от этих), протопресвитер Шавельский указывал 3 по числу искушений Спасителя в пустыне. Это показывает, что подобного рода исчисления несколько условны. Но здесь нет противоречий, потому что все искушения имеют своё основание в тех искушениях, которые претерпел Спаситель. Если делается скрупулезная работа по перечислению искушений, то это делается лишь, чтобы наглядно показать искушения. Каждый из авторов исходил не только из того, что мы находим в СП, творениях святых отцов и учителей Церкви, в жизнеописаниях святых угодников, но происходит и из духовного опыта самих пасторологов.
Схема протопресвитера Шавельского привлекает тем, что выводы делаются из искушений Спасителя. Здесь в некоторой степени символическое изображение. Нужно иметь ввиду, что у Спасителя эти искушения проявились в связи с Его особым мессианским служением. В жизни обычных пастырей искушения гораздо многочисленнее, потому что связаны с процессом духовного совершенствования, несением подвига.
Пасторологи, даже те, которые исходят из искушений Спасителя, обращают внимание на то, что в начале пастырского пути – особые искушения, вернее испытания. На первых порах обычно новопоставленный испытывает особое состояние восторга, возвышенные чувства, он делает это с охотой, с настроением. Необходимо привыкать ко многому в литургическом плане. Всё кажется в розовых тонах. Искушения в настоящем смысле слова приходят обычно со временем у одних раньше, у других позже.
Искушения у разных людей – самые различные, в зависимости от личных свойств пастыря и от внешних обстоятельств.
Страх перед совершением богослужения. Одно из особых искушений новоначального. Из-за особой благоговейности или скрытой гордости – страх совершать Литургию или таинство Крещения или Исповеди. Встречается при этом особое волнение или даже растерянность. Это явление возникает по-разному. Кто имеет большой духовный опыт, усвоил порядок совершения богослужения, такого рода испытания в значительно меньшей степени проявляются в его служении.
Это состояние в западной литературе определяется как timor sаcerdataris – страх перед священнодействием. Бороться с этим нужно – советоваться со старшими священнослужителями.
Боязнь ошибиться должно быть растворено состоянием духовной любви и страхом Божиим.
Неумеренная ревность. Также одно из ранних искушений. Это ревность в подвигах молитвы, поста, проповеди, духовного руководства пасомыми. На первых порах очень хорошо, что молодой священник очень ревностно относится к тому, что он должен совершать, но ревность не по разуму бывает пагубной. Без правильного руководства духовника или благочинного ревность молодого священника может превышать его естественные дарования и духовные силы. Не укоренившись в добродетелях постепенно и соответственно с собственными силами, можно скоро начать утомляться, а потом и охладевать и к тому, что было на себя взято, и к тому малому, что было приобретено до священства.
Поэтому молодой пастырь должен быть под внимательным надзором своего старшего собрата. Да и сам он должен стремиться быть под окормлением старшего. Молодой священник должен поверять свои стремления и духовные дерзания опытом других, обращаться к опытным священнослужителям, которые своим советом могут оказать неоценимую помощь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.