Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение, страница 7

При этом могут проявляться раздражительность, гнев. Этого нужно избегать, потому что выходить из себя пастырю Церкви нельзя. В жизни людей много возникает скорбей, если со стороны пастыря не проявляется должного внимания, то это вызывает отрицательную реакцию у пасомых.

У такого утомленного пастыря нередко рождается противление требованиям церковного устава. Некоторые начинают считать, что многое устарело, надо пересмотреть. Некоторые пастыри действительно к этому стремятся, не заботясь о том, какое это может иметь последствие для них и для тех пасомых, которых они окормляют.

22.03.2000

Можно привести множество примеров из истории Церкви, но здесь важно подчеркнуть то, что искушения, которые встречаются на пастырском пути, могут быть самыми разнообразными, и все эти искушения невозможно перечислить. Есть искушения общего характера – материального порядка. Пасторологи обращают внимание на эту строну дела, и в этом отношении, с одной стороны, ссылаются на СП, в частности, на слова св. ап. Павла: "труждающийся достоин пропитания", и пастырю надо заботиться о своей семье. Но соблазн материального порядка заключается в том, что могут появиться стремления приобрести сверх потребности. К сожалению, повседневная жизнь показывает, что такое искушение встречается довольно часто. Искушением является не забота о куске хлеба. Надо дать детям образование, самому надо быть не лишенным необходимых вещей, и в этом нет искушения. Искушение является в другом плане: соблазн быть лучше всех, стремление к обогащению, к роскоши, не показаться беднее других. Вместо равнодушия к земных приобретениям, появляется желание умножать свои доходы, священник начинает бояться бедности, забывает, что деньги могут приводить к корыстолюбию. Незаметно священник отходит от того, что ему завещано Пастыреначальником, и переносит центр своих интересов к противоположным.

Он ищет знакомства, общения, связей с людьми богатыми, слишком легко оправдывает наживу, богатство, роскошь, заключает союз с богатыми, стыдится нищеты, скромности, нужды. Настоящая жизнь представляет много искушений в этом плане, особенно для пастыря, который занимается не только духовным окормлением, но и восстановлением или строительством храмов. Не всякие средства можно принимать на строительство храма, ибо источник происхождения этих средств может быть безнравственным.

Пастыря подстерегает и соблазн другого рода: не поддавшись на соблазн, священник может по неопытности легко уклониться в противоположную крайность – увлечься идеалом бедности, начать проповедь о том, что не следует заботиться о благоустройстве приходской жизни, он старается проводить идеалы "апостольской общины". Здесь пастыря может много подстерегать непредвиденных обстоятельств. Здесь нужно учитывать особенности времени, и искусственно нельзя возрождать то, что когда-то было в истории Церкви.

Искушение власти. Гораздо более тонкое, легче распространяемое искушение в жизни и деятельности пастыря. Оно не заключается в одном только карьеризме и неудовлетворенной жажде славолюбия и честолюбия. Бывает, что священник стремится "выслужиться" не в том, чтобы ревностно окормлять паству, но чтобы заслужить награды и похвалы от архиерея. Нередко такого рода искушения с этого начинаются. Нужно понимать, что любая награда имеет условный характер и не всегда отражает реальные заслуги пастыря. Благодаря такой психологии развивается т.н. "местничество" – какое место занимают разные священнослужители (например, за богослужением). Современная система наград способствует развитию таких искушений, но необязательно, что из-за этого в жизни пастыря будет проявляться соблазн. Но это чисто внешняя и менее опасная форма честолюбия.