Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение, страница 2

02.02.2000

Некоторые Православные Церкви сохранили древнюю традицию, и избрание священника на приход осуществляется в соответствии с ними, и это имеет благотворное значение для развития приходской жизни. Это настраивает священника, что другого прихода уже не будет, он венчается с этим приходом на таинстве хиротонии. Это создает и особый психологический настрой, и нравственную ответственность пастыря, и создает отношения между пастырем и пасомыми.

2.  Посвящение, его смысл и содержание

Хиротония – венчание иерея с его паствой. Эта символика подкрепляется чинопоследованиями хиротонии: хождение вокруг престола во время хиротонии, пение тех же песнопений (только в другом порядке). Этот союз нерасторжим, поэтому перемещения пастырей не должны были бы иметь места, как священников, так и епископов.

Есть в этом таинстве и другая существенная черта: благодать священства неизгладима. На этот вопрос смотрят по-разному разные конфессии. У отечественных богословов несколько иной взгляд на этот вопрос, но он сводится к тому, что благодать не может быть в принципе снята никакой властью на земле. На основании догматического учения и крещение, и священство неотъемлемы и неизгладимы. Но есть серьезные канонические нарушения, которые не позволяют пастырю продолжать дело своего служения, поэтому существует практика лишения священника возможности совершать богослужения, в особенности таинство Евхаристии. Это распространяется и на епископов. Прещение заключается не только в запрещении в священнослужении, но и даже извержение из сана, хотя с вероучительной точки зрения такой акт и представляется невозможным. Такая мера взыскания – чтобы не потакать грехам, не давать возможности распространять духовную заразу, которая может от этого человека происходить.

Бывали и случаи "сакраментального расстрижения" – были связаны с определенным чинопоследованием, но это делалось, чтобы таким актом показать и проявить в священнодействии лишения сана человека, нарушившего канонические правила. Сейчас это практически не употребляется.

Кандидат в священство должен заранее готовиться к принятию сана. Накануне рукоположения – особая подготовка: требуется исповедь за всю прошедшую жизнь, ибо задача духовника – определить, искренне ли раскаялся человек в своих недостатках, в грехах юности, чтобы с чистой совестью начать свое служение, ибо он должен порвать с миром и освободиться от запинающего его греха. После хиротонии человек – священнослужитель, носитель благодати, и посвящение, с одной стороны, не отрывает его от паствы, не замыкает его, а органически связывает его с паствой, сродняет его с паствой. Он становится отцом большого семейства, и отношения должны быть как у духовного отца и духовных чад. Поэтому накануне посвящения кандидат должен проверить, действительно ли он соответствует этому трудному и ответственному служению, не будет ли он озираться назад, взявшись за орало. Если он действительно решается подойти к принятию благодати священства, это должно пройти через его волю, желания, и он должен проверить, насколько он серьезно идет к этому служению.

Советуют не откладывать посвящение надолго после окончания обучения. До революции, правда, существовала практика, когда будущий пастырь 1-3 года осуществлял какое-то служение в Церкви: законоучитель, пономарь или чтец, в это время он готовился к принятию сана. Советовали так же уединяться в монастырь где-нибудь на месяц. Все это подготавливало его к ответственному служению. В наше время тоже есть случаи, когда люди не определились со своим брачным или безбрачным состоянием. Есть случаи, когда время проходит, когда промедление не укрепляет, а расхолаживает. Архиепископ Антоний Храповицкий говорил, что Богу надо отдавать все свои силы, зажигать перед Ним целую свечу, а не отдавать Ему никому ненужный огарок, поэтому надо иметь решимость до окончания школы или сразу по окончании решать, в каком состоянии принимать священный сан.