Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение, страница 9

Соблазн святости – самый опасный из всех пастырских искушений, потому что возникает из стремлений высшего порядка, и может вовлечь пастыря в духовное самообольщение. Священник должен стремиться к духовности, к небесности (св. Григ.Бог.), он стоит у святыни, является посредником между людьми, ищущими святости, и Богом – источником святости. Пастырь постоянно священнодействует, молится. В хиротонии дается особенная благодать. Священнослужение пастыря выше царского. Иерей совершает священнодействия: освящает воду, совершает Евхаристию, но это всё может совершить и недостойный иерей, потому что Сам Господь священнодействует. Личность пастыря не должна собой заслонять Господа, Который всегда должен быть на первом плане. К сожалению, часто бывает так, что священник своей личностью затмевает всё, отсюда очарования и разочарования, потому что смещаются духовные акценты. Поэтому естественно, здесь создается место для соблазна, искушения, которые вредят и самому пастырю, и его пасомым.

29.03.2000

Соблазн может проистекать от того, что пастыря окружают его пасомые, которые благоговеют перед пастырем, особенно если он совершает служение ревностно, его просят помолиться, и когда исполняется просимое, верующие склонны считать, что это заслуга священника. Это невольно может подвигать пастыря к размышлениям, что он действительно достигает чего-то своими усилиями. Естественно стремление священника к еще большей святости, к ещё более ревностному совершению служения, но здесь нужно быть осторожным, когда со стороны слышны похвалы, чтобы эти похвалы не повлекли к искушению. Отцы указывают, что всё нужно относить к Богу. Если мы даже исполнили всё заповеданное нам, мы должны думать о себе, что мы – рабы непотребные, и делаем только то, что должны были сделать. Поэтому нужно избегать влияния экзальтированных личностей, находящихся вокруг пастыря.

Есть тут и опасность подражания известным пастырям, например, подражать внешнему облику известного прославленного священника или архиерея. Это соблазн, потому что не во внешности заключается сила воздействия пастыря. Пастырь должен подражать существу деятельности святым угодникам Божиим, но должен вырабатывать свой стиль, который свойствен ему, не нужно подделываться под кого-то. Естественно, как мы и ранее об этом говорили, личность пастыря не должна заслонять лика Христова. Благодать, которая даруется пастырю – дар Божий, поэтому его нужно употреблять во славу Божию.

В связи с искушениями также стоит вопрос относительно материального обеспечения пастыря. Среди искушений есть искушение хлебом. Этот вопрос имеет большую историю, корнями своими он уходит ещё в ВЗ, когда служители ВЗ должны были питаться от исполнения своих обязанностей: часть жертв отдавалась левитам и священникам. В НЗ: труждающийся достоин от пропитания, и священнослужитель питается от алтаря. Это апостольское узаконение, и оно т.о. осуществлялось. Но среди пастырей были такие, которые подвергались искушению материального порядка, поэтому корыстолюбие и сребролюбие проявлялось в жизни священнослужителей. Поэтому ещё ап. Павел говорит, что пастырь не должен быть корыстолюбцем и сребролюбцем. То же самое мы видим в Книге Правил.

Вопрос о материальном обеспечении пастыря в разное время решался по-разному. В свое время полагалось вознаграждение за исполнение треб, и существовала определенная шкала, сколько процентов полагается каждому из совершавших требу: священнику, диакону, псаломщику. В некоторых странах жалованье получают от государства, в Финляндии, например.

Все эти способы имеют свои достоинства и недостатки, идеального порядка никто не может установить. Необходимо это делать в той форме, которая существует в данной местности.

Питаться от алтаря – это наиболее древнее установление: и в ВЗ, и в НЗ. Это был повсеместный обычай в древности. Другие способы разрешить материальный вопрос были изобретены в наше время: как вознаграждение от прихода или зарплата.

Мотивы для установлений были различные: