Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение, страница 6

Опасность духовно надорваться может легко обезоружить священника и подвергнуть его каким-нибудь другим более страшным недугам и искушениям, от которых избавиться будет трудно. Отцы указывают на то, что в духовном отношении необходимо соблюдать определенную постепенность. Путь духовного развития требует органического постепенного восхождения. Долго останавливаясь в духовном росте, человек рискует пасть и потерять те достижения, которые он имеет в результате личного подвига. В то же время он не должен форсировать подвиги и предпринимать большие усилия, чтобы рывком вырваться вперед, ибо это дело весьма опасное и вредное.

Состояние духовной прелести. Некоторые подвижники, достигнув определенной степени духовного совершенства, впадали в гордыню, и в образах ангелов света им являлись темные силы. Состояние это может проявляться и не таким явным образом, как это имело место в жизни аскетов. Когда пастырь думает, что превосходит всех своими личными подвигами. В жизнеописании прп. Антония великого видно, что он думал, что возвысился до определенной степени, и Господь указал ему мирян, которые живут в городских условиях, не совершают подвигов, но стоят на высокой степени духовного развития.

Неумеренная требовательность к своим пасомым. Пастырский ригоризм проявляется в том, что на пасомых возлагаются бремена неудобоносимые, когда пастырь требует от всех, безотносительно от духовной зрелости, чрезмерных подвигов, и если не видит успехов, то легко осуждает неуспевающих. Ригоризм может проявляться в стремлении к тому, чтобы произносить обличительные проповеди. Здесь должно быть соблюдено мудрое правило: мы преследуем не грешника, но грех. Обличать нужно, но обличать нужно пагубность греха, и нужно щадить совершающих. Даже во время исповеди не должно быть обличения с нападками на кающегося. Тем более в церковной проповеди не должны указываться недостатки отдельных верующих. Нельзя стремиться, чтобы каждая проповедь была обличительная, потому что психологически такая проповедь воспринимается уже не так, как первые проповеди такого характера. Если постоянно держать в напряжении своих пасомых, это напряжение постепенно уменьшается, и она постепенно не производит того впечатления, которое от неё ожидается. Поэтому обличительные проповеди не должны превалировать. Если проповедь с изложением догматических и нравоучительных истин достигает сердец слушателей, то это делает положительное дело в душах пасомых.

Святой Григорий Богослов говорит, что верующие представляют из себя как бы многострунный орган, и по струнам этого органа необходимо ударять соответствующим образом, чтобы извлекать благозвучие. Это может касаться и каждой отдельной души, которая может представлять из себя орган, и необходимо касаться различных духовных струн сердца, чтобы затрагивать чувства, воздействовать на волю, просвещать разум человеческий.

Обличительные проповеди могут быть опасными и производить противоположный результат, если не учитывать и других интересов пасомых.

Искушение ригоризма – это особое испытание чуткости пастыря. Рождается оно из самых светлых побуждений: всех устремлять к совершенству, преподавать примеры спасительного назидания. Но почти всегда это оборачивается отрицательной стороной, если требовать от пасомых то, чего на данном этапе они не могут сделать.

Паства может воспринимать ригоризм не так, как это хотелось бы пастырю, может наступить отчуждение от пастыря и вообще от Церкви и от веры.

Последующие искушения могут возникать от утомления естественного физического или морального. Если это городской приход, то богослужения совершаются часто, приходится совершать многие требы, кроме вседневных богослужений. Если это подряд несколько дней, может наступить какое-то даже физическое опустошение. Ревность здесь умаляется, и если не заботиться о духовном устроении, то может наступить и апатия, скука от повседневности исполнения треб. Священник может начать невнимательно совершать требы, верующие сразу это замечают, и от этого бывают обиды.