Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение, страница 3

Он советует также по возможности отложить момент рукоположения от момента брака. В синодальный период бывали моменты, когда по каким-то соображениям нужно было скоро принимать священный сан, и через неделю после венчания рукополагали. Молодые люди разлучались, и новый пастырь в течение месяца или более должен был проходить богослужебную практику и затем определяться на постоянное место служения. Но это исключения. Чаще всего рекомендация архиеп. Антония осуществлялась.

Перед самим рукоположением полезно удалиться вовсе от мирских интересов. В синодальный период многие уединялись в монастырь, что должно было помочь ставленнику легче приступить к хиротонии. В канун посвящения должно быть у ставленника особое настроение. Ставленник уже не тратит внимания на приготовления (пошив подрясника, рясы и др.), что должно быть осуществлено заранее. Он подписывает священническую присягу после исповеди. К этому моменту тоже надо относиться серьезно, ибо в присяге есть определенные обязательства: соблюдение канонов, подчинение власти архиерея.

Ставленническая исповедь – особо строгий просмотр того, что было в жизни, что могло быть забыто или сокрыто, или недоговорено на предыдущих исповедях. С сознанием своего недостоинства и сокрушенным сердцем ставленник должен приносить Богу свою исповедь и просить дарования священства непорочного.

Святой Григорий Богослов в своем известном слове замечает: "Мне стыдно за других, которые с неумытыми руками и нечистыми душами делают святое дело... Врываются в святилище, толкаются перед трапезой,.. считая это не служением, а средством к пропитанию... Надо прежде самому очиститься, потом очищать, умудриться, потом умудрять". Также он говорит, что управлять самым хитрым животным – человеком – искусство из искусств, наука из наук. Это не просто образование, а образование своей души, потому что никакое искусство не поможет, если душа пастыря не будет предочищена, если в нравственном отношении священник не будет приготовлен.

Ввиду того, что требуется от пастыря, перед самим рукоположением бывает малодушие, желание не принимать на себя священный сан, чтобы не брать непосильного бремени, что называется искушением, которое должно быть подавлено. В эти минуты уже не надо колебаться, помня, что муж двоедушный неуправлен во всех путях своих (Иак. 4,8). Для некоторых эти минуты тягостные, и голос духовника должен поддержать ставленника в этот момент, который можно назвать "духовным истощанием". Моменты этих переживание сравнивают даже с Гефсиманией, искушением богооставленности. Известный протоиерей Сергий Булгаков говорил о себе, как он готовился к посвящению, перед рукоположением была как бы длительная агония, каждый день приносил новые муки, которые невозможно описать. Правда, далеко не каждый проходит такие состояния, это зависит от человека. Если все его обучение настраивает на то, чтобы в какой-то момент принять священный сан, таких серьезных колебаний не будет. Кандидат в священство должен повторять в свое ободрение, что благодать врачует человеческие немощи и врачует их своей силой. Мирянин как бы становится новой тварью, он выделяется из среды других, чтобы не отделяться, а служить тем людям, из среды которых он делегируется. Это не является преимуществом священника, здесь не может быть места гордости.

Хиротония. Именно в этом моменте ставленник произносит страшные для себя обеты, исполняется духом, возносится горе,, чтобы, не отрываясь от действительности, осуществлять служение. Каждый момент хиротонии имеет свое большое значение: и пострижение во чтеца, и первое вхождение через Царские врата, как перехождение Рубикона, и первое прикосновение к престолу, и прикосновение омофора, и слова архиерея: возведи очи твои на небо и проси Бога о даровании непорочного священства. Это должно глубоко переживаться. Прот. Сергий Булгаков о своих переживаниях говорит: самым потрясающим было первое прохождение через Царские врата – как через огонь просвещающий, это было началом нового состояния моего бытия, в котором я и поныне пребываю. Он был впечатлительным и именно таким образом он воспринял и описал свое состояние. В таком же духе мог сказать и каждый, кому довелось принять хиротонию. Это особое состояние, которое не всегда можно передать словами. Священнодействия эти должны иметь особое значение для поставляемого. Облачение в белые одежды – выражение нравственной чистоты, с которыми должен приступать поставляемый. При вручении атрибутов священства возглашается "Аксиос", что должно оставлять глубокий след, ибо это еще раз напоминает о необходимости быть достойным этого великого служения.