где mгр – максимально допустимая масса груза (масса перевозимого груза, включающая пассажиров и их багаж), кг.
Полный вес автомобиля:
Ga = ma·g, Н,
где g=9,81 м/с2 – ускорение свободного падения тела.
Рис. 1.1. Компоновка агрегатов на автомобиле.
Под развесовкой понимается распределение веса (или массы) автомобиля по его осям (мостам). Это распределение зависит от компоновки (расстановки) агрегатов и узлов автомобиля и существенно влияет на тягово-динамические свойства автомобиля, устойчивость, проходимость, плавность хода и др. свойства.
Так, например, от развесовки зависят:
1. Нагрузки, воздействующие на ходовую часть, и в частности на шины;
2. Усилия необходимые для поворота управляемых колёс, явление «галлопирования», склонность к «аквапланированию», блокировки колёс и т.д.
Соответственно по нагрузке, приходящейся на колесо (шину), а также скоростным показателям и условиям эксплуатации подбирается тип шины и её параметры.
Обозначение шин может быть представлено в следующем виде:
7,50R20, где 7,50 – номинальная ширина профиля (в дюймах); R – радиальная (тип шины); 20 – номинальный посадочный диаметр обода (в дюймах).
260R508, где 260 – номинальная ширина профиля (в мм); R – радиальная (тип шины); 508 – номинальный посадочный диаметр обода (в мм).
315/80R22,5, где 315 – номинальная ширина профиля (в мм); 80 – серия (H/B в %); R – радиальная; 22,5 – номинальный посадочный диаметр обода (в дюймах).
Различают следующие виды радиусов колеса с пневматической шиной:
Свободный радиус rc = H + dпос/2; м, - радиус колеса накаченного до номинального давления без воздействия нагрузки на колесо. Здесь Н – высота профиля, м; dпос - посадочный диаметр, м (см. рис.1.2).
Рис. 1.2. Параметры шины:
Н – высота профиля (указывается в обозначении как отношение Н/В, выраженное в % после косой черты);
В – ширина профиля;
d – посадочный диаметр;
D – наружный диаметр.
Статический радиус rcт = rc-hz, м. Расстояние от центра неподвижного нагруженного колеса с шиной до плоскости опорной поверхности. Статический радиус меньше свободного радиуса на величину деформации шины hz, которая возникает под воздействием вертикальной нагрузки, т.е. части веса автомобиля, приходящегося на колесо.
Динамический (силовой) радиус rд – расстояние от оси колеса до опорной поверхности при вращении колеса или плечо приложения силы Рк.
Радиус качения (кинематический) rк – это радиус такого колеса, которое катится со скоростью Vд (действительной) без скольжения и буксования.
rk=rд(1-δ) при δ = 0 rk=rд; или .
При качении колеса происходит его смятие и вздутие (от центробежных сил и нагрева), которые могут быть учтены коэффициентами смятия шины λсм и коэффициентом, учитывающим увеличения диаметра – λвз. Их произведение составляет λш = λсм· λвз = 0,97…0,98. Тогда можно считать, что
rk=rc· λш.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.