Конструкция, расчёт и потребительские свойства автомобиля: Методические указания к практическим занятиям и для самостоятельной работы студентов, страница 28

где Сх - безразмерный коэффициент сопротивления воздуха, имеющий одинаковое значение для тел одинаковой геометрической формы;  – плотность воздуха;  – коэффициент сопротивления воздуха, зависящий от формы и качества отделки поверхности кузова автомобиля, наличия обтекателей; , Н с24;  – лобовая площадь автомобиля, м2;  – скорость движения автомобиля, м/с.

Лобовую площадь для легкового автомобиля рассчитывают по формуле:  где  - наибольшая ширина автомобиля, м;  – наибольшая высота автомобиля. Для грузового автомобиля -  где  – колея, м.

Произведение  называют фактором обтекаемости.

Характерные значения kw , Fw и kwFw

Тип автомобиля

kw, Н·с24

Fw, м2

kwFw, Н·с22

Легковые автомобили с кузовом:

закрытым

открытым

Грузовой автомобиль

Автобус с кузовом вагонного типа

0,2…0,35

0,4…0,5

0,6…0,7

0,24…0,40

1,6…2,8

1,5…2,0

3,0…5,0

4,5…6,0

0,32…0,98

0,60…1,00

1,80…3,50

1,08…2,40

Мощностной баланс. Для анализа динамичности автомобиля можно вместо соотношения сил использовать сопоставление тяговой мощности с мощностью, необходимой для преодоления сопротивления движению. Уравнение мощностного баланса можно представить как:

                      , или                                (3.10)

              (3.11)

где  – масса автомобиля, кг;  – коэффициент учета вращающихся масс;  – ускорение, которое развивает автомобиль, м/с2. Остальные обозначения даны выше.

Соотношение между мощностью, крутящим моментом и частотой вращения определяется следующей формулой:

                              , кВт;                                     (3.12)

где  - крутящий момент, Нм; n – частота вращения, мин-1.

Тяговая мощность может быть представлена как , кВт, где  - тяговая сила, развиваемая автомобилем, кН;  - скорость автомобиля, м/с.

Коэффициент загрузки двигателя можно представить в следующем виде