Конструкция, расчёт и потребительские свойства автомобиля: Методические указания к практическим занятиям и для самостоятельной работы студентов, страница 29

Минимальная скорость автомобиля при движении на подъёме Vт.min. Она определяется из условия движения автомобиля на склоне с углом подъёма αmax, когда другие сопротивления движению, кроме сопротивления качению Рƒ и сопротивления подъёму Рα  отсутствуют. В этом случае минимальная теоретическая скорость (по двигателю) составит:

                       м/с,                           (3.13)

где  – максимальная мощность двигателя, кВт,

а минимальная теоретическая скорость (по сцеплению):

                       м/с,                         (3.14).

Максимальный преодолеваемый подъём. Углы подъёма склона, на которых может работать машина по условию сцепления её движителей с поверхностью качения, зависят от трех основных факторов: состоянии поверхности склона, конструкции и типа движителей и схемы соединения движителей между собой. В первом приближении при допущении, что  максимальный угол подъёма можно рассчитать по следующей формуле

                                                           (3.15)

для автомобилей высокой проходимости  можно найти, решая уравнение (1.19) методом последовательных приближений.

                                      (3.16)

Динамический фактор. Динамическим фактором D автомобиля называют отношение разности сил  к весу автомобиля :

                                                                          (3.17)

При равномерном движении динамический фактор характеризует величину коэффициента сопротивления дороги соответственно:

D = ψ – при установившемся движении автомобиля;

D = ψ±δвр.j/g – при неустановившемся движении автомобиля.

Угол преодолеваемого подъема

 - при установившемся движении;

 - при замедленном движении.

Топливная экономичность

Для оценки топливной экономичности применяют удельный эффективный расход топлива, часовой расход, путевой расход топлива. Они определяются следующими соотношениями.

Часовой расход топлива, кг/ч

                    или ,                       (3.18)

гдеt – время соответствующее расходу топлива; ρт плотность топлива, кг/л.

Удельный эффективный расход топлива ge, г/(кВт ч)

                                ge = 103 Gт/Ne                                               (3.19).

Путевой расход топлива при пробеге 100 км (л. на 100 км).

                                qп = 103 Q/S,                                    (3.20)

гдеS – пройденный путь, км; Q– количество израсходованного топлива в л. Путевой расход топлива также можно представить в следующем виде