Рис. 2.6. Структурно-кинематическая схема передачи крутящего
момента через двухвальную коробку передач: 1 – сцепление; 2 – коробка передач
(двухвальная); 3 – главная передача; Д – дифференциал;
4 – карданные передачи равных угловых скоростей; 5 – колёса
При проектировании коробок передач их основные размеры предварительно выбирают на основе статистического анализа существующих конструкций, а затем уточняют на основе прочностных и геометрических проверочных расчётов.
Передаточное число первой передачи (низшей) коробки передач определяется исходя из трёх условий:
Первое условие – возможность преодоления заданного максимального дорожного сопротивления. Тогда
(2.14)
где Ga – полный вес автомобиля, Н; ψ – коэффициент сопротивления дороги (ψmax = 0,35…0,5 – для легковых; ψmax=0.35…0,4 – для грузовых автомобилей).
Рис. 2.7. Кинематическая схема трехвальной сосной коробки передач:
1 – сцепление; 2 – первичный вал КП; 3 – промежуточный вал КП;
4 – вторичный вал КП; 5 – корпус КП; 6 – привод промежуточного вала; 7 – первая
передача; 8 – вторая передача; 9 – третья передача; 10 – прямая (четвёртая)
передача.
Второе условие – возможность реализовать максимальное тяговое усилие по условиям сцепления колёс с дорогой. Тогда
, (2.15)
где Gсц – сцепной вес, Н (т.е. вес, приходящийся на ведущую ось или оси); Gсц = λз·Ga; λз – коэффициент загрузки задней оси (осей); φ – коэффициент сцепления (принимают φ = 0,6…0,8).
Третье условие – возможность движения с минимальной устойчивой скоростью (для маневрирования). Тогда
, (2.16)
где nр – расчётная минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала при движении автомобиля (nр=0,75nMemax), мин-1; Va min – минимально устойчивая скорость движения (для грузовых автомобилей Va min=4…10 км/ч).
Затем проводится сравнение полученных значений передаточных чисел и принимается решение о низшем передаточном числе КП. В основу принимаемого решения кладётся следующее условие . Если наоборот, то целесообразно увеличить сцепную массу автомобиля.
Определение передаточных
чисел КП на промежуточных
передачах
Передаточные числа промежуточных передач КП в большинстве случаев рассчитываются по геометрической прогрессии с последующей корректировкой, что обеспечивает возможность работы двигателя при разгоне в одинаковом режиме на всех передачах. Однако могут использоваться и другие виды прогрессии или их сочетания.
Диапазон передаточных чисел КП – Dk – по определению равен
Dk = iкп1/iкпв,
тогда передаточное число промежуточной передачи (j-й) определяется как
, (2.17)
где j – номер передачи; n – число передач; iкпв – передаточное число на высшей передаче; iкп1 – передаточное число КП на первой передаче.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.