ЗАДАЧА 13
Двигатель автомобиля развивает максимальную частоту вращения до nдв=2860 мин-1 и максимальный крутящий момент Memax=785 Нм при nM=1500 мин-1. Коэффициент запаса по сцеплению β=1,5. Трёхвальная коробка передач имеет передаточное число на первой передаче iкп1=7,82, а на высшей - iкпв=1. Раздаточная коробка передач имеет iр.н.=1,692 и iр.в.=0, 917. Главная передача имеет iгл=7,22. Карданный вал представляет собой трубу с наружным диаметром Dкар=65 мм и толщиной стенки –δ=2,5 мм длиною 1,425 м. Рассчитать максимальную частоту вращения карданного вала и сравнить её с критической частотой. Сделать выводы. Определить угол закручивания карданного вала при передаче максимального крутящего момента, а также определить осевое усилие в шлицах карданной передачи при следующих условиях: 1) хорошей смазки – μ=0,04…0,06; 2) при плохой смазке – μ=0,11…0,12 и 3) в случае заедания при недостаточной смазки – μ=0,4…0,5. Наружный диаметр шлицов Dш.н.=52 мм, а внутренний – dш.в.=44 мм.
Силы, действующие на автомобиль при его движении. Сила сцепления колёс автомобиля с дорогой. Силы сопротивления движению автомобиля. Тяговый и мощностной балансы автомобиля.
Методические указания
Уравнение силового баланса можно представить в следующем виде:
(3.1)
Тяговое усилие, развиваемое колесами автомобиля, должно быть равным сопротивлению дороги, воздуха и сил инерции (при ускорении или замедлении движения автомобиля). Здесь Рψ = Рƒ ± Рα – сопротивление дороги; РW – сопротивление окружающего воздуха; Pj – силы инерции (как поступательно движущихся масс, так и вращательно движущихся масс).
При качении колес автомобиля возникает сила сопротивления качению. Для характеристики этого сопротивления используется коэффициент сопротивления качению ƒ. При малых скоростях движения (до 10…15 м/с) он в основном зависит от состояния и типа дороги и его можно считать постоянным (см. табл. 2.1). В случае движения автомобиля с большой скоростью он возрастает (сказывается конструкция шин и их работа). Для его определения в таких случаях может использоваться ряд эмпирических формул, например:
, (3.2)
где ƒ0 – коэффициент сопротивления дороги при движении автомобиля с малой скоростью; V – скорость автомобиля, км/ч. При движении автомобиля по дороге с асфальто- или цементобетонным покрытием хорошего качества используется следующая формула
ƒ= (32 + V)/2800. (3.3)
В приближенных расчетах возрастание ƒ от скорости можно не учитывать.
Сила сопротивления качению автомобиля может быть рассчитана по формуле
Рƒ = ƒ Gа, (3.4)
где Gа – вес автомобиля в Н.
Условие движения автомобиля без буксования (без скольжения) ведущих колес
Рт ≤ Рφ, (3.5)
где Рт – тяговое усилие, развиваемое колесами автомобиля, Н; Рφ = φ·Gсц.– сила сцепления шин с дорогой, Н; Gсц. – сцепной вес автомобиля, т.е. вес, приходящийся на ведущие колеса автомобиля, Н; φ – коэффициент сцепления, характеризующий взаимодействие шины и дороги. Он зависит, в основном, от состояния дороги, хотя конструкция шины также оказывает влияние на его значение. Различают и - соответственно коэффициент продольного и поперечного сцепления: . С увеличением скорости автомобиля φх обычно уменьшается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.