Рабочий ход педали Sр= δ1·iм.п.= δ1·iпед.п.·ip, где δ1=Zfδ2+k·ω – между дисками сцепления в выключенном положении. Здесь Zf – количество пар трения; δ2 – зазор для новых накладок между поверхностями трения при выключенном сцеплении (δ2=0,75…1 мм – для двухдисковых; δ2=0,5…0,6 мм для однодисковых); k – число ведомых дисков; ω – осевая деформация ведомого диска (ω=0,15…0,25 мм – для жёсткого диска; ω=1,0…1,5 мм для дисков с осевой податливостью). Так как рабочий ход педали может составлять не более Sp=90…150 мм, то ip=Sp/(δ1·iпед.п.).
Рис.2.4. Расчётная схема механического привода выключения
сцепления
В общем, передаточное число механического привода находится в пределах iм.п.≈ 25…50 [1].
Гидравлический привод сцепления представлен расчетной схемой на рис.2.5.
Передаточное число гидравлического привода определяется следующей формулой:
,
где: d2 – диаметр рабочего цилиндра привода; d1 – диаметр главного цилиндра привода.
Усилие на педали, необходимое для полного выключения сцепления определяется по следующим формулам:
или ,
Здесь ηм.п.=0,7…0,8 – кпд механического привода; ηм.п.=0,8…0,9 – кпд гидравлического привода.
Рис. 2.5. Схема гидравлического привода сцепления
Коробка передач (КП) – позволяет изменять передаточные числа. Она характеризуется числом ступеней и передаточным числом на каждой ступени. Возможность изменения передаточных чисел позволяет поддерживать оптимальную скорость движения и согласовывать скорость движения с загрузкой двигателя. Коробки передач обычно выполняются 4-х и 5-ти ступенчатыми и более (до 10-ти ступенчатых). Раздаточные коробки обычно выполняются двухступенчатыми, причем одна их передача является прямой (iр.к.=1,0) или близкой к прямой, а другая – понижающей с передаточным числом iр.к.≈1,4…1,8. КПД раздаточной коробки – ηр.к. ≈ 0,93 …0,97. Раздаточная коробка необходима, когда имеется как минимум два ведущих моста.
Понижающие передачи снижают частоту вращения выходного вала и соответственно повышают крутящий момент.
Максимальный крутящий момент, передаваемый валами КП, будет равен входящему моменту, т.е. Мдв умноженному на передаточное число к данному валу и умноженное на КПД данной передачи. Мв = Мдв iкп j ηj, а для полуоси при духвальной КП – Мп = Мв iгл. ηгл/2 (без учета коэффициента блокировки дифференциала).
Максимальный крутящий момент, передаваемый от сцепления на первичный вал КП, может достигать момента срыва фрикциона, т.е. Мс.
Возможный максимальный крутящий момент воспринимаемый промежуточным валом составит Мпр=Мс iпр ηпр., где iпр – передаточное число привода промежуточного вала; ηпр – КПД передачи до промежуточного вала. Максимальный крутящий момент, передаваемый вторичным валом, будет равен М2=Мс iкпj ηкпj или , где – передаточное число привода промежуточного вала; – передаточное число от промежуточного вала к вторичному на соответствующей j-й передаче; – КПД КП на соответствующей передаче.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.