Конструкция, расчёт и потребительские свойства автомобиля: Методические указания к практическим занятиям и для самостоятельной работы студентов, страница 10

iтр=iкпipiглikiб,

где: iкпj, ip, iгл, ik, iб – соответственно передаточные числа КП, раздаточной коробки, главной передачи, колёсной и бортовой передачи.

Передаточных чисел КП несколько, так как скоростной диапазон автомобиля в несколько раз больше скоростного диапазона двигателя. Скоростной диапазон двигателя есть отношение максимальных используемых оборотов к минимальным используемым оборотам двигателя:

, а рабочий диапазон двигателя  - ,

где nN и nм – соответственно номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя и его частота вращения при максимальном крутящем моменте (рис.2.1).

Диапазон изменения передаточных чисел трансмиссии определяется по принятому диапазону изменения скоростей (V) движения автомобиля:

                                                                (2.2)

Минимально необходимое число ступеней коробки передач определяется по формуле                                                                                          (2.3)

При проектировании автомобиля Vmax и масса автомобиляma являются исходными величинами. По ним определяется максимальная потребная мощность двигателя Nдв ;рабочий диапазонqр – берётся из характеристики двигателя, а найденное по формуле (2.3) число передач округляется до целого числа.

Сцеплениеможет передать максимальный статический момент трения равный Мс = β·Мe.max. Если передаваемый момент превысит Мс, то произойдет срыв фрикциона. Таким образом, сцепление является предохранительным элементом трансмиссии, который определяет максимальный момент, передаваемый через него.

При расчёте фрикционного дискового сцепления ставится задача определения геометрических и силовых параметров сцепления (например, расчётного момента, силы сжатия фрикционных поверхностей, хода выключения нажимного диска).

При этом нажимное усилие Fнаж на диски сцепления, необходимое для передачи расчётного статического момента Мс можно представить как:

                                ,                                                            (2.4)

где rμ – радиус трения, эквивалентный плечу приложения пары касательных сил трения Fтр, м.

. м;

здесь: Zf – число поверхностей трения (Zf=2 для однодискового и Zf=4 для двухдискового сцепления); μ – коэффициент трения (μ=0,25…0,3);Dн и dвн –соответственно наружный и внутренний диаметры фрикционных накладок сцепления, м. Fтр=Fнаж·μ

Наружный диаметр фрикционной накладки может быть рассчитан по следующей формуле:

  м,       (2.5)

где q – удельное давление (допустимая нагрузка), приходящееся на поверхность накладки, МПа.

                                                                Поверхности трения