Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля деятельности фирм (см.18.3). Например, в США фирмы контролируются по следующим направлениям: - технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды); - процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости); - поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины); - прибыль (утаивание, распределение); - доступ к ресурсам; - управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма - "генератор богатства" общества (рис. 62): - генерирует товары и покупательную способность для их приобретения, - поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал, - создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе, - обеспечивает собственный рост.
Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.
Рис. 58. Роль фирмы в обществе (фирма - "генератор богатства")
18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом
Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать три основных направления: - анализ целей, - анализ ограничений, - анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма.
Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные группы, действующие в "поле" фирмы и их интересы (табл. 18.1).
Таблица 18.1
Основные группы, влияющие на фирму
Группа |
Ожидаемые от фирмы результаты деятельности |
Общество в целом |
Экономический рост. Поступления от налогов. Уравнивание власти. Уравнивание доходов. Сохранение окружающей среды. Сохранение природных ресурсов. |
Местная община |
Ее благосостояние. |
Держателей акций |
Рост стоимости акций. |
Кредиторы |
Рост доходов. Стабильность доходов. |
Потребители |
Справедливые цены. Обеспеченность выбора. Удовлетворение потребностей. |
Менеджеры |
Рост доходов. Профессиональный интерес |
Работники наемного труда |
Занятость, уровень оплаты, досуг. Условия труда, удовлетворение от работы. |
Поскольку интересы групп, действующих в "поле сил" фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, то необходим анализ такого поля определения возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии (табл.18.2).
Таблица 18.2
Баланс "поля сил" для типичной американской практики
Группы-оппоненты Группы, выдвигающие предложения |
Менеджеры |
Лица наемного труда |
Профсоюзы |
Держатели акций |
Местные органы власти |
Правительство |
Коалиция |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
За |
Против |
|
Менеджер |
+ |
+ - |
- - - |
+ + + |
- |
- - - |
1, 4, 2 |
2, 3, 5, 6 |
Лица наемного труда |
+ - |
+ |
+ + |
0 |
0 |
+ + + |
2, 3, 6 |
|
Профсоюзы |
- - |
+ + |
+ + + |
0 |
0 |
+ + |
2, 3, 6, 5 |
1, 4 |
Держатели акций |
+ + |
- |
- - - |
+ |
0 |
- - - |
1, 4 |
2, 5, 6 |
Местные органы власти |
+ - |
+ + |
0 |
0 |
+ + |
+ + |
1, 2, 3, 5, 6 |
|
Правительство |
- - - |
+ |
+ + |
0 |
+ |
+ + + |
2, 3, 5, 6 |
1, 4 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.