С целью преодоления этих ограничений матричная техника совершенствуется, прежде всего, в направлении использования более сложных и информативных переменных: - вместо скорости роста отрасли используется привлекательность СЗХ, - вместо контролируемой доли рынка - конкурентный статус фирмы.
13.4. Оценка привлекательности СЗХ
Привлекательность СЗХ определяется по следующей формуле:
П = aG + bR - gT, где G - перспективы роста в СЗХ; R - перспективы рентабельности в СЗХ; T - оценка нестабильности бизнеса (см. 12.2); a, b, g - весовые коэффициенты, отражающие индивидуальный подход фирмы (a +b +g =1).
Оценки G и R производятся по специальным шкалам балльных оценок факторов, влияющих на эти показатели (табл. 13.1, 13.2).
Таблица 13.1
Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ (G)
ФАКТОР |
ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ |
|
-5 |
+5 |
|
Темп роста соответствующей отрасли |
понизится |
повысится |
Динамика географического расширения рынка |
понизится |
повысится |
Степень устаревания продукции |
снизится |
повысится |
Степень обновления продукции |
снизится |
повысится |
Степень обновления технологии |
повысится |
снизится |
Уровень насыщения спроса |
повысится |
снизится |
Государственное регулирование |
ожесточится |
ослабнет |
Прочие факторы |
в неблагоприятную сторону |
в благоприятную сторону |
Общая оценка |
|
Таблица 13.2
Оценка предполагаемых изменений рентабельности (R)
ФАКТОРЫ |
ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТЕЙ |
|
-5 |
+5 |
|
Колебания рентабельности |
высокие |
отсутствуют |
Колебания объема продаж |
высокие |
отсутствуют |
Колебания цен |
высокие |
отсутствуют |
Цикличность спроса |
большая |
отсутствуют |
Уровень спроса по отношению к производственным мощностям |
низкий |
высокий |
Географическая концентрация рынка |
низкая |
высокая |
Обновление состава продукции |
частое |
редкое |
Продолжительность жизненных циклов товара |
низкая |
высокая |
Расходы на НИОКР |
высокие |
низкие |
Время разработки новой продукции |
большое |
малое |
Степень конкуренции |
высокая |
низкая |
Необходимость послепродажного обслуживания |
большая |
отсутствует |
Конкуренция на рынке ресурсов |
большая |
малая |
Государственное регулирование |
жесткое |
отсутствует |
Общая оценка |
|
13.5. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ)
Конкурентный статус фирмы определяется факторами успеха в конкуренции по следующим основным направлениям: - стратегические капиталовложения (в производственные мощности, в стратегию, в потенциал), - эффективность стратегии фирмы, - эффективность ее текущего потенциала (по основным сферам ее деятельности).
Ключевые факторы успеха - это те моменты в деятельности фирмы, на которые она должна обращать основное внимание. Идентификация таких факторов - один из главных приоритетов стратегии фирмы. Менеджер должен знать, что наиболее важно для конкурентного успеха и что менее важно. Таким образом, ключевые факторы успеха - краеугольные камни стратегии бизнеса. Ниже приводится перечень наиболее важных факторов конкурентного успеха (табл. 13.3).
По каждому фактору делается оценка в баллах (за ноль принимаются среднеотраслевые значения). Далее КСФ может быть подсчитан следующим образом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.