Конспект лекций 1-18 по дисциплине "Менеджмент" (Предмет и задачи курса. Исследование систем управления. Фирма и общество), страница 33

Ключевые результаты и цели отдельных лиц окончательно утверждаются в ходе совещания руководителя с подчиненными, где определяются и методы оценки результатов.

Картина действий конкретных лиц и календарь распределения их времени может служить моделью их деятельности на плановый период (рис.36).

 

Рис.36. Система управления собственной деятельностью и использованием времени

9.3. Роль ответственности в процессе управления

Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними.

Ответственность - это: - готовность в собственных решениях или действиях учитывать интересы тех, кого касается решение, - готовность отвечать за свои действия (что тесно связано с правом на самостоятельные действия), - готовность отвечать за действия исполнителей задания, если контроль и анализ не установил их личной вины.

Различают (рис.37): - собственную ответственность (обязанность отвечать за собственные действия), - чужую ответственность (обязанность отвечать за решения или действия других), - ответственность перед собою (случай, когда устанавливаемый нормы и исполнитель является одним лицом), - внешнюю ответственность (по отношению к внешним сферам деятельности предприятия), - внутреннюю ответственность (по отношению к внутренним сферам деятельности), - ответственность перед предприятием (учет интересов предприятия и его собственников).

Рис. 37. Установление и передача ответственности

В случае ответственности в смысле обязанности отвечать за последствия, принятие ответственности выступает в следующих формах: 1. Определение отрицательных результатов в результате контроля. 2. Определение персональной ответственности в результате анализа отклонений. 3. Персональные меры поощрения и взыскания: а) поощрения (премии, продвижения, укрепление авторитета), б) уменьшения содействия (вознаграждение, влияние на карьеру), в) санкции (снижение окладов, возмещение ущерба, потеря компетенции, отставка, увольнение, уголовное преследование).

9.4. Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям

Хорошо спланированное управление - лишь половина процесса. Оно дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные ситуации и осуществляется подготовка к действиям при возникновении их. Это обеспечивается: - творческим и целеустремленным подходом к планированию, - составлением хорошего календаря руководителя с выделением необходимого времени для выполнения всех этапов и задач управления, - готовностью использовать все внутренние и внешние факторы положения фирмы и уже достигнутые результаты, -эффективным владением стилями управления, его методами и техникой, - настойчивым и творческим совершенствованием работы.

К числу внутренних и внешних факторов положения фирмы следует отнести: - основной характер коммерческой деятельности (например, промышленная фирма или работа в сфере обслуживания), - общее экономическое положение, - связанные группы (внешние - клиентура, поставщики, финансисты, государство, конкуренты, внутренние - собственники, менеджеры, кадры), - этапы развития организации (создание - нужда в новом руководителе, авторитарное его руководство - бунт подчиненных, делегирование полномочий - кризис контроля, сотрудничество - психологический кризис), - размер фирмы, - ее структура, - атмосфера в ней, - ресурсы, - руководитель (его стиль, роль, понимание этого).

На конкретную ситуацию конкретного человека могут оказывать влияние различные внешние и внутренние факторы. Наиболее типичные из них:

внешние: - мероприятия конкурентов, - внезапные изменения в экономическом положении клиентов, - кризисы, - общественные события, - погодные условия, - положение на рынке труда, - законодательство, - мероприятия по регулированию социальных процессов, - изменения на денежных рынках, - изменение международной коньюнктуры, - новая технология, - деятельность средств массовой информации, - изменения в позициях и оценках.