Конкретным содержанием управления производственной деятельностью являются, в частности: - выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест; - определение состава оборудования с учетом его технико-экономических характеристик; - организация технической подготовки и технического обслуживания производства; - определение и управление кадровым составом предприятия; - выбор и организация производства продукции, исходя из интересов рыночных потребителей; - получение в результате производства необходимого соотношения экономических результатов (прибыли и затрат); - определение и организация рационального движения предметов труда, темпов выпуска и запуска в производство всей номенклатуры продукции; - организация материально-технического снабжения производства, исходя из его бесперебойного функционирования; - организация управления предприятием; - решение задач социального развития коллектива.
Разумеется, промышленное производство наиболее сложно, но в той или иной степени эти стороны производственного процесса свойственны и другим типам производства (не обязательно материального).
1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют: - потребители, - поставщики, - капиталисты, - наемные работники, - государство (общество), - конкурирующие фирмы, - уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма, - общая экономическая обстановка, - политическая обстановка в мире и регионе.
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: - производство, - маркетинг, - НИОКР, - финансовое управление, - общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 4. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками: - потребления; - научно-технической, экономической, политической информации; - капитала; - рабочей силы; - сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным "правилам игры" - законодательным правилам и ограничениям.
Рис. 4. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы
Видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами: - особенностью производственного процесса, - характером внешней среды фирмы.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.
1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера
Само название курса "Основы менеджмента" говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента.
Все преподаваемые предметы диалектически связаны между собою и с разных сторон рассматривают единое целое - производственную деятельность фирмы. Тем не менее, можно соотнести их с основными связями субъектов внешней и внутренней сред фирмы определенным образом (табл.1.1).
Таблица 1.1
Дисциплины и связи, составляющие их предмет
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.