При выборе аналогов следует учитывать наличие и тип лифта. Для 1-3 – ах этажных зданий наличие лифта значения не имеет, т.к. по стандартам лифты в таких зданиях не предусмотрены. Здания от 5 до 9 этажей должны иметь (или могут иметь) лифт. В высотных зданиях значение имеет также скорость перемещения лифтов.
Объекты сравнения должны иметь одинаковое назначение с оцениваемым объектом.
Объекты сравнения должны иметь одинаковые юридические права и ограничения с оцениваемым объектом.
Т.о. нужно изучить рынок недвижимости, сегментировать его и определить, к какому сегменту рынка относится объект оценки. После этого можно, используя базу данных, выбирать для дальнейшего анализа сделки с сопоставимыми объектами. Сопоставимые объекты должны относиться к тому же сегменту рынка недвижимости, что и оцениваемый объект, и сделки с ними должны быть осуществлены на типичных для данного сегмента условиях.
Отбор прямых аналогов
Аналог – это объект с известной ценой сделки, максимально похожий на оцениваемый. Для сравнения требуется отобрать 3-5 аналогов. Если объект сравнения очень похож, то может быть достаточно и одного аналога. Большее количество сравнимых объектов требует большого объема работы. 3-5 объектов является вполне достаточным.
Корректировка цен аналогов путем внесения поправок.
Основной вопрос метода сравнения продаж: "Сколько бы стоил аналог, имей он свойства оцениваемого объекта?".
Те корректировки, которые вносят на различия в объекте оценки и аналога называются поправками.
Не на все характеристики можно внести поправки. Поправкам не поддаются сегментообразующие характеристики, прежде всего – на назначение и на передаваемые юридические права и ограничения. Затруднительно рассчитать поправку на условия финансирования и налогообложения. Поэтому такие аналоги лучше не брать.
Практически невозможно внести поправки на некоторые физические особенности, которые, главным образом, определяют похожесть объекта и аналога. Так, нельзя сравнивать кирпичное трехэтажное здание с двускатной крышей и одноэтажный железобетонный блок с односкатной крышей.
Остальные характеристики подлежат приведению.
Поправки подразделяются на процентные и денежные. Денежные подразделяются на абсолютные и относительные. Поправки бывают повышающими и понижающими.
Процентные поправки изменяют свойства объекта на определенный коэффициент и вносятся путем умножения стоимости всего аналога или его единицы сравнения на этот коэффициент. Т.е. процентные поправки – есть величины безразмерные и вводятся умножением. Например, один объект дороже другого в 2 раза.
Денежные поправки – это суммы денег, на которые объект дороже или дешевле аналога (абсолютные денежные) или единица сравнения объекта дешевле или дороже аналога (относительная денежная).
Единица сравнения – это относительный неделимый единичный модуль, который несет в себе все характеристики объекта и по которому объекты сравниваются между собой.
Единица сравнения – это квадратный метр общей или полезной площади, одного посадочного места. Выбор той или иной единицы сравнения зависит от сегмента рынка. Так, для магазинов – это 1 м2 площади торгового зала, для киосков – 1 погонный метр фасада. Для доходной недвижимости – это единица, приносящая доход, для гостиницы – 1 койко-место или 1 номер, для кинотеатра или ресторана – 1 посадочное место, при оценке земли – это 1 га. Единицей сравнения может являться и единица объема – 1 м3.
Чаще всего при оценке используется единица сравнения 1 м2 площади.
Введем обозначения:
- цена объекта;
- цена единицы сравнения объекта;
- цена аналога;
- цена единицы сравнения аналога;
- площадь объекта или другая единица сравнения;
- площадь аналога или другая единица сравнения;
- поправка.
Можно записать:
Поправка на размер:
.
Она вносится в цену всего аналога.
Процентные поправки вносятся на:
1. Размер.
2. На время продажи.
3. На местоположение.
4. На качество (на евроремонт).
5. На износ.
6. На материал стеновых конструкций (иногда).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.