4. Оцените, что получилось лучше: комфортность, безопасность или время торможения.
Оба показателя характеризуют качество созданной системы, однако они имеют разный смысл и сравнить их достаточно трудно.
Задачи сравнения качества систем, оцениваемых различными показателями, достаточно часто возникают в процессе принятия решений. Например, при выборе Вами высшего учебного заведения могло оказаться, что одно из них расположено близко от дома, в другое легко поступить, а третье – высокопрестижно. Однако выбор все-таки приходится делать.
Поставленная в данной работе задача сравнения достаточно проста, так как имеются только три сравниваемых показателя.
Простейший способ оценки показателей – выбрать для каждого допустимый предел и указать, достигается ли этот предел. Например, безопасность – удовлетворяется, комфортность – не удовлетворяется, время торможения малое. Однако он чаще применяется на начальном этапе – при отбраковке заведомо непригодных систем.
Еще один из путей сравнения заключается в том, чтобы дать экспертную оценку каждому из этих показателей. Она может быть словесной (в диапазоне от очень плохо до отлично). Тогда принимается, что лучше получился тот параметр, который имеет более высокую оценку. Но этот путь не задает четкой границы между допустимыми и недопустимыми вариантами.
Третий путь – оценить степень близости каждого показателя качества и идеалу. Пусть идеальная ошибка остановки равна 0, достаточная равна 0,5 м, а полученная составляет 0,3 м. Пусть минимально возможное ускорение равно Х м/с2, максимально возможное равно 5 м/с2, а полученное равно Y м/с2. Разработайте формулы, которые обеспечивают значение 100% для идеальной ситуации и линейно убывает до 0% для максимально допустимого отклонения от идеала. Если отклонение больше допустимого, оценка принимается равной нулю. Таким способом можно анализировать системы, имеющие значения параметров в допустимых пределах. Недопустимые варианты отбрасываются при предварительном отборе. Рассчитайте по полученным формулам значение каждого показателя и сравните их. Лучше «удался» тот показатель, который имеет наилучшую оценку.
5. Определите, в каких диапазонах чувствительности системы торможения сохраняется заданное качество системы управления.
Проверка диапазона параметров, при котором сохраняется работоспособность – важная задача при разработке систем управления. Если система требует перенастройки даже при небольшом изменении параметров объекта управления, то ценность ее резко падает.
В случае разработки системы торможения важно определить, на каких автомобилях ее можно применить без перенастройки: есть автомобили с усилителем тормозов и без него, груженый автомобиль остановить труднее, чем порожний. Еще важнее выяснить, как поведет себя автомобиль, если его тормоза станут работать хуже.
Изменяя чувствительность системы торможения[4], запишите, что происходит с системой при различных значениях этого параметра, и определите диапазон, при котором система сохраняет работоспособность.
6. Оцените сложность (высокая, средняя, низкая) создания нечеткой системы управления для данного примера. Предложите объяснение данной оценки.
При определении причин сложности построения данной нечеткой системы выясните, что является целевой переменной (которой требуется управлять), что является управляемой переменной (которой управляет система) и какова зависимость между этими переменными.
В качестве результата работы необходимо:
· предъявить набор параметров работоспособной системы управления (табл. Таблица 13.), объяснить ее поведение (точность остановки и величины ускорения при различных начальных скоростях);
· указать, что получилось лучше: точность остановки, комфортность пассажиров или время остановки, предложить направление дальнейшего совершенствования системы;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.