Теория принятия и реализация управленческих решений: Методические указания к выполнению практических работ, страница 14

2.  Возьмите для моделирования известный Вам магазин, соответствующий классу моделируемых торговых точек. Установите в левой части окна реальные входные параметры задачи. Интенсивность обслуживания означает среднее количество обслуженных покупателей в минуту при условии, что обслуживание идет непрерывно, одного человека за другим. Это величина, обратная среднему времени обслуживания в минутах. Аналогично задаются интенсивности потока входящих покупателей и выбора товара.

3.  Выберите выходной параметр из приведенных в правой части окна, который, по Вашему мнению, может быть улучшен.

В качестве результата, характеризующего деятельность магазина, полезно взять прибыль за определенный период времени. Вам необходимо выбрать такой параметр, изменение которого приведет к заметному росту прибыли магазина. Эта прибыль зависит в основном от уровня цен, дохода от продаж и произведенных затрат, в частности – на мероприятия по продвижению товаров и самого магазина. Доход от продаж пропорционален числу покупателей, так как можно считать, что покупатели характеризуются некоторой средней суммой сделанных покупок. Таким образом, из параметров, рассматриваемых в модели, можно взять для рассмотрения среднее число обслуженных за день покупателей.

Потери покупателей – тоже важный параметр, влияющий, скорее, на имидж магазина.

На имидж влияет и средняя длина очередей. Но слишком малая их длина приведет к большим простоям кассиров и продавцов.

Можно рассмотреть и процент времени за день, когда в магазине были покупатели. Если он очень мал, кажется, что магазин не работает, если велик – продавцы не имеют возможности отдохнуть.

4.  Путем рассуждений определите, какие значения выходного параметра являются допустимыми.

Если цель Ваших мероприятий определена как увеличение числа обслуженных покупателей, то это еще не значит, что эту величину надо максимизировать, то есть добиваться ее максимально возможного значения. Например, если пытаться делать это только за счет увеличения интенсивности обслуживания покупателей в кассе, то эта интенсивность должна также стать максимально возможной. Действительно, чем быстрее работает касса, тем больше покупателей будет обслужено. Но с ростом производительности кассы начинают значительно увеличиваться затраты на нее: потребуется высокооплачиваемый кассир высшей квалификации, сканер штрих-кодов, оборудование для автоматической выдачи сдачи и т.д. А результативность этих мероприятий будет все ниже. При быстрой работе кассы будет скапливаться очередь в отделе. Поэтому усилия по ускорению работы кассы в значительной мере (хотя и не совсем) пропадут даром. Поэтому выбирается такой диапазон значений выходного параметра, который был бы просто «достаточно хорошим».

Для количества обслуженных покупателей это может быть 95% от их ожидаемого количества (если в минуту в среднем приходит 1 покупатель, а время работы магазина равно 480 минут, то в день в среднем ожидается 480 покупателей. 5% от этого числа составляет 24 человека, так что принимается, что обслужить надо не менее 456 человек в день). Такой подход допустим, поскольку ввиду неточностей в определении параметров модели возможны ошибки в результатах моделирования. Обычно добиваются пятипроцентной точности модели.

Для количества потерянных покупателей рассуждения аналогичны: терять можно не более 24 человек в день.

Для средней длины очереди можно сказать, что она должна быть не менее 3, чтобы не было потерь времени кассиров и продавцов, но и не более 7, чтобы покупатели не испытывали неудобств.

Аналогично можно предложить границы допустимых диапазонов для других выходных параметров.

5.  Определите критерий оптимальности решения. Решение (набор входных параметров) должно быть наилучшим в некотором смысле. Но от критерия оптимальности (способа оценки близости решения к наилучшему) будет зависеть решение. Например, наилучший путь от дома на работу на автомобиле может быть самым коротким, самым быстрым, самым ровным, самым безлюдным, с наименьшим количеством перекрестков, с наименьшим количеством светофоров. Каждому критерию в общем случае соответствует различный маршрут.