Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 9

сти в достоверном знании о главных составляющих любого общества, и, в частности, о ценностях, а также о механизмах их функционирования.

Интенсивный и драматический характер протекающих в настоящее время поистине исторических событий, требует неотложного анализа, осмысления той системы духовных цен­ностей или конфликта систем ценностей, которые лежат в их основе. По какому пути пойдет развитие, какие духовные цен­ности станут главным ориентиром в настоящем и будущем -это главные вопросы, которые стоят перед всем обществом, но прежде всего перед лидерами. Знание об этом помогло бы избежать крайностей в истолковании роли и значения какой-то одной системы ценностей, а тем более ее насильственного навязывания другим. Такое знание послужило бы основой для нахождения путей смягчения ценностных конфликтов и посте­пенного перехода к ориентации на приемлемые для участни­ков конфликта общие ценности. Разумеется, предваряющим условием для этого должен послужить длительный и сложный процесс адекватного изменения сознания людей. Однако, сло­жность заключается в том, что предварительно должно быть изменено сознание лидеров. Точнее, задача заключается в со­здании условий для появления новой генерации политичес­ких лидеров, способных мобилизовать соответствующие об­щества на изменения ценностей, перестройку политических и экономических институтов, избегая мировых катаклизмов. Только тогда мы сможем построить надежные мосты между различными обществами для того, чтобы помочь нашей мате­ри-Земле перенести нас в Будущее82.

Современное же состояние общества является кризисным не только в экономике, в социально-политической сфере, в об­ласти национальных отношений, но и в духовной сфере. Лави­на острейших проблем, трудностей, противоречий и бед, жес­тко замешанная на классовой, национальной, религиозной не­терпимости, обрушиваясь на человека, порождает сложное и опасное состояние растерянности, отчаяния, нигилизма, аг­рессивности и безысходности.

82

Там же, с. 19. 158


Особенно тяжело кризисное состояние общественного со­знания отражается на молодом поколении, хотя его разрушаю­щая и обескровливающая сила задевает все без исключения социальные слои и группы населения. Острая необходимость нахождения выхода из кризиса налицо, однако предпринима­емые усилия до настоящего времени не привели к решитель­ному перелому в лучшую сторону. Несомненно, все проявле­ния этого кризиса должны быть подвергнуты глубокому, все­стороннему и квалифицированному анализу. Вместе с тем уже сейчас можно отметить ряд важнейших моментов, тормозя­щих духовное обновление общества, несмотря на то, что в призывах возродить духовность недостатка нет.

Прежде всего, следует указать на бытующие почти повсе­местно неадекватное представление о потребности духовного обновления, его сущности, месте и роли во всей системе обще­ственных преобразований. Насущные заботы людей, а также устаревшие стереотипы мышления, глубоко вошедшие в мас­совое сознание неадекватные представления о современном состоянии общества и угрозах, перед которыми оно оказалось, блокируют все попытки повернуть это сознание к серьезному осмыслению непростых вопросов духовной жизни.

Нынешние намерения поднять духовную культуру наро­дов на новый уровень зачастую на практике сводятся к изуче­нию национальных языков, организации народных ансамблей, обновлению национальных обрядов, открытию новых церк­вей, восстановлению народных помыслов, но не более того.

Нарастающая атмосфера коммерциализации и в этой сфе­ре, неизбежно ведет к суженному, урезанному и просто дефор­мированному пониманию духовности. Поэтому уходит на зад­ний план, часто прямо игнорируется главное - основные че­ловеческие нормы и принципы, цели, идеалы, т. е. духовные ценности, которые в действительности как раз и должны яв­ляться основным ориентиром и стержнем всех конкретных действий. При этом остается без ответа вопрос - ради чего же все усилия людей, в чем их смысл, с какой целью они предпри­нимаются. В отличие от мира животных и растений, человек и человеческое сообщество, как качественно иные образования не могут не отвечать на эти вопросы.

159