Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 10


Общество стоит перед сложнейшей задачей освобождения человека от разрушительных последствий экономического, со­циального, политического и духовного отчуждения, в том чис­ле отчуждения личности от духовных ценностей.

Суровая реальность начавшегося III тысячелетия застави­ла отказаться от многих романтических представлений об ав­томатическом неизбежном общественном прогрессе и о свободном равноправном движении к нему всех стран и наро­дов Земли, потребовала учитывать все противоречия развития. Кроме всего прочего, это означало признание наличия в обще­стве серьезных противоборствующих сил, следовательно, так­же принципиально различного влияния этих сил на процессы духовного изменения общества.

В данной книге не ставится цель анализа этих сложных процессов. Обратим внимание только на одну очень важную проблему, которая должна привлечь самое пристальное вни­мание современных лидеров. Это проблема всеобщей вестер-низации или западнизации мира по терминологии А. Зиновь­ева, особенно интенсивно проявляющейся после разрушения СССР и слома общественного устройства в СССР и в ранее со­циалистически ориентированных странах. Глубокое и адекват­ное понимание того, что происходит в связи с этим, доступно сейчас очень немногим вообще и немногим лидерам в частно­сти. По мнению серьезных аналитиков «западнизация есть особая форма колонизации, в результате которой в колонизи­руемой стране принудительно создается социально-полити­ческий строй колониальной демократии»83. И далее, «колони­альная демократия не есть результат естественной эволюции данной страны в силу ее внутренних условий и закономерно­стей ее исторически сложившегося социально-политического строя. Она есть нечто искусственное, навязанное этой стране извне и вопреки ее исторически сложившимся возможностям и тенденциям эволюции»84. Самый чудовищный результат се­годняшней насильственной вестернизации - это невиданные никогда ранее разрушения в духовной сфере вестернизируе-

Зиновьев А., Запад. Феномен западнизма. М., 1995, с. 418. Там же, с. 419.

160


мых народов, наций и стран, бесцеремонное растаптывание их национальных культур, систем духовных ценностей. И не имеет значения, делается ли это полуоткрытым и относитель­но постепенным или наглым и агрессивным, форсированным образом. Особенно пронизывающе трагичной и печальной в таких странах становится судьба молодого поколения - оттуда просто выжигаются такие высокие ценности как искренность, достоинство, порядочность, патриотизм, уважение к родите­лям, старшим, неприятие подлости, равнодушия, жестокости, коррупции, преступности, заказного убийства и т. д.

Культ выгоды, практической полезности, успеха любой ценой, крайнего индивидуализма и эгоизма, культ денег и в целом потребительский принцип отношения к жизни - эти ра­финированные «ценности» Запада сейчас предпринимают ос­новное стратегическое наступление на культуру стран не-За-пада, на их системы духовных ценностей.

Как отмечает А. С. Панарин, «Сегодняшняя эпоха отлича­ется тем, что тонкие духовные технологии разложения против­ника - деморализация и подкуп элит, опустошение пантеонов и дискредитация принципов и святынь - применяются вполне сознательно. Посредством таких технологий Запад победил в «холодной войне»85.

Добавим, что эти откровенно грязные технологии не толь­ко продолжают интенсивно использоваться в нынешнем гло­бальном процессе вестернизации, но и самым безмозглым об­разом приветствуются и поощряются многими лидерами рас­таптываемых наций, государств, народов.

Телевидение, радио и пресса, управляемые такими зомби-рованными лидерами, намертво усыпленными еще при жизни многословной болтовней о демократии, плюрализме, откры­том обществе, общечеловеческих (читай, западных) ценнос­тях, угодливо реализуют линию на сплошное духовное опусто­шение собственной исконной территории.

Уже поднялись во многих вестернизированных странах первые поколения детей и подростков, среди которых многие не содрогаются от рыдания матерей, открыто и цинично плю-

3 Философия истории. Под. ред. А. С. Панарина. М-, 1999, с. 49.

161