питания в общеобразовательной школе, колледже, университете. Своей работой в этой области философы вносят весомый вклад в преодоление кризиса образования, имеющего общие черты для большинства стран мира. Еще в 70-80-х годах ими было инициировано широкое движение «За критическое мышление», выступившее против сложившегося на Западе «массового» общества («человека-массы» - Ортега-и-Гассет), против социального типа усредненного индивида, не способного к самостоятельному мышлению, а потому неизбежно становящегося объектом разнообразного манипулирования.
Глубокой содержательностью и основательной разработанностью отличается созданная практически одновременно программа «Философия для детей»86. Она рассчитана на весь период обучения с детского сада до окончания школы. Фактически программа предлагает революцию в воспитании и образовании с опорой на новую генерацию педагогов. Ее первый этап состоит в том, чтобы с помощью философии с самого малого возраста (4-8 лет) обучить детей устойчивым навыкам разумного самостоятельного критического мышления. Второй - привить на этой уже приобретенной основе навыки ответственного морального и социального поведения.
Эта программа основана на глубоком понимании и исследовании так называемых цивилизационных разрывов (А. Тоф-флер), имеющих глобальный характер и лежащих в основе кризиса образования. Она уже «обросла» специально разработанными конкретными проектами, учебными курсами, методическими пособиями, разнообразной дополнительной литературой как для школьников, так и для студентов и преподавателей. Регулярно проводятся самые разнообразные обсуждения накапливающегося опыта, симпозиумы и международные конференции. Функционирует «Институт по развитию
См. об этом; Ра1ое1а. ТууегШеЛ ^ог1с1 Соп^гезз оГ РЬПозорЬу. АЬай-асй о Г 1гт1е<1 апс! СопШЬи1е<1 Рарегз. Ргер. Ву 51. Оа\у§оп е.а. ВозСоп, МаззасЬизеПз, и5А, 10-16 Аи§и511998. А также: Юдина Н. С. Философия для детей. М., 1986; Постметодика: Фшософщ у школ;, 1996, №3 (13); Клепко С- Ф. 1нтег-ративна осв1та 1 пол1морф1зм знания. Юпв-Полтава-Харюв, 1998.
См. Юдина II. С. Программа «Философия для детей» и профилактика деструктивного поведения молодежи. «Вопросы философии», 1999, №3, с.36-42.
166
философии для детей» (Монтклер, США), а также «Международный совет по преподаванию философии детям»87.
Следует заметить, что уже имеющийся опыт вхождения философского знания в самые изначальные формы социального воспитания и образования человека, опыт его активного присутствия на протяжении всего процесса формирования личности, получает в настоящее время все большее признание и распространение. Как раз здесь идет напряженный и настойчивый поиск стратегии «образования будущего». Несомненно, грядущие преобразования всей системы воспитания и образования новых подрастающих поколений будут совершаться через обретение этой системой полноценного философского основания, способного пронизывать ее сверху донизу и придавать ей так необходимую целостность.
Вывод из всего этого более чем очевиден: будущее за теми людьми и за теми лидерами, которые смогут мыслить и действовать, самым основательным образом опираясь не только на конкретно-научное, но и на современное философское знание.
Каждому, кто вступил на нелегкую стезю лидера стоит помнить слова, произнесенные еще в античную эпоху, но сохраняющие и сегодня всю свою жизненную силу.
Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не у стает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души. Эпикур (341 -270 до н.э.)
167
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные этапы истории развития философской мысли в европейской культуре. Некоторые наиболее известные философы, идеи которых особенно активно влияют на современное интеллектуальное пространство
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.