Мировоззрение всегда выступает как тот духовный фактор, который задает и определяет программу жизнедеятельности личности и общества. Поэтому значение его, а, следовательно, и философии исключительно велико.
Необходимо подчеркнуть, что мировоззренческие знания, представления, идеи это по сути интегративное знание, которое существует как определенный итог (для каждой исторической эпохи - конкретный) наиболее существенных результатов, сконцентрированных в общенаучной (естественнонаучной) и философской картине мира. Поэтому мировоззренческую функцию вполне оправданно можно называть еще интегративной.
Уточним ряд аргументов для подтверждения этой мысли.
Прежде всего отметим, что философия - есть единственный тип знания, который ставит своей специальной целью постоянное осмысление главных результатов материальной и духовной деятельности людей в их совокупности и взаимосвязи. Перманентный критический анализ всемирного практического и всемирного духовного опыта, вместе с трансляцией от поколения к поколению наиболее значимых его (опыта) результатов - в этом особая, связующая все поколения и цивилизации роль философии.
Именно через философскую рефлексию обеспечивается интеграция основных знаний, которые накапливает человеческое сообщество в каждый данный исторический период, а также определенный отбор в этих знаниях того, что может служить основой для последующих этапов существования и развития общества.
Особое место в этом процессе занимает анализ нарастающего массива научных знаний и его влияния, его места в культуре, способов и цены внедрения в практику, а также сопоставление с другими формами знания, имеющего вненаучный характер.
Философия не просто показывает колоссальную силу научной рациональности, ее огромную роль в практической жизни и постоянно расширяющиеся перспективы. Она единственная может первой заметить в силу своего универсального видения мира возникающие здесь диспропорции, а
144
то и угрожающий глобальными бедами или даже катастрофами характерный для сегодняшнего времени разрыв с нравственностью, с гуманными целями, нормами, средствами деятельности людей.
Научное знание при всей его объективности и строгости само по себе не является ни самодостаточным, ни самоценным. Но это не значит, с другой стороны, что огромная значимость науки для людей может быть сведена только к удовлетворению их узкоутилитарных практических потребностей. Яркой иллюстрацией неполного и одностороннего понимания науки служит поэтическая немецкая легенда о могущественном горном духе Рюбецале. «Поднявшись однажды на поверхность земли, Рюбецаль был поражен зрелищем купавшейся в струях водопада красавицы. Чтобы вполне насладиться созерцанием столь совершенной красоты, Дух воплотился в ворона и перелетел на ближайшее к водопаду дерево. Однако, удобно устроившись в его ветвях, ворон почему-то начал прислушиваться к карканью и принюхиваться к доносящемуся издали запаху падали. Дух быстро понял, в чем дело, и немедленно превратился в цветущего юношу». Встает совершенно законный вопрос: «Не в такого ли юношу должны время от времени превращается и те, кто олицетворяет собой науку, чтобы не забыть, ради чего они собственно взлетели на дерево?»75.
Очерчивая собственную картину мира, не тождественную, ни конкретно-научной, ни, тем более, мифологической, ни религиозной, философия как рациональное осмысление универсальных основополагающих характеристик любых форм бытия, все же всегда остается именно человеческим осмыслением. Это значит, что оно не только органично связано, слито с коренными интересами, потребностями, целями и идеалами людей, но и с нацеленностью на выявление смыслов в любом бытии. Отсутствие или потеря смысла - это имманентные характеристики небытия. Человек всегда стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным76.
3 Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990. с.282. См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М- 1990.
145
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.