Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 2

Мировоззрение всегда выступает как тот духовный фак­тор, который задает и определяет программу жизнедеятельно­сти личности и общества. Поэтому значение его, а, следова­тельно, и философии исключительно велико.

Необходимо подчеркнуть, что мировоззренческие знания, представления, идеи это по сути интегративное знание, ко­торое существует как определенный итог (для каждой истори­ческой эпохи - конкретный) наиболее существенных резуль­татов, сконцентрированных в общенаучной (естественнона­учной) и философской картине мира. Поэтому мировоз­зренческую функцию вполне оправданно можно называть еще интегративной.

Уточним ряд аргументов для подтверждения этой мысли.

Прежде всего отметим, что философия - есть единствен­ный тип знания, который ставит своей специальной целью постоянное осмысление главных результатов материальной и духовной деятельности людей в их совокупности и взаимо­связи. Перманентный критический анализ всемирного прак­тического и всемирного духовного опыта, вместе с трансляци­ей от поколения к поколению наиболее значимых его (опыта) результатов - в этом особая, связующая все поколения и циви­лизации роль философии.

Именно через философскую рефлексию обеспечивается интеграция основных знаний, которые накапливает челове­ческое сообщество в каждый данный исторический период, а также определенный отбор в этих знаниях того, что может служить основой для последующих этапов существования и развития общества.

Особое место в этом процессе занимает анализ нарастаю­щего массива научных знаний и его влияния, его места в куль­туре, способов и цены внедрения в практику, а также сопос­тавление с другими формами знания, имеющего вненаучный характер.

Философия не просто показывает колоссальную силу научной рациональности, ее огромную роль в практической жизни и постоянно расширяющиеся перспективы. Она единственная может первой заметить в силу своего универ­сального видения мира возникающие здесь диспропорции, а

144


то и угрожающий глобальными бедами или даже катастро­фами характерный для сегодняшнего времени разрыв с нрав­ственностью, с гуманными целями, нормами, средствами де­ятельности людей.

Научное знание при всей его объективности и строгости само по себе не является ни самодостаточным, ни самоцен­ным. Но это не значит, с другой стороны, что огромная значи­мость науки для людей может быть сведена только к удовлет­ворению их узкоутилитарных практических потребностей. Яркой иллюстрацией неполного и одностороннего понимания науки служит поэтическая немецкая легенда о могуществен­ном горном духе Рюбецале. «Поднявшись однажды на повер­хность земли, Рюбецаль был поражен зрелищем купавшейся в струях водопада красавицы. Чтобы вполне насладиться созер­цанием столь совершенной красоты, Дух воплотился в ворона и перелетел на ближайшее к водопаду дерево. Однако, удобно устроившись в его ветвях, ворон почему-то начал прислуши­ваться к карканью и принюхиваться к доносящемуся издали запаху падали. Дух быстро понял, в чем дело, и немедленно превратился в цветущего юношу». Встает совершенно закон­ный вопрос: «Не в такого ли юношу должны время от времени превращается и те, кто олицетворяет собой науку, чтобы не забыть, ради чего они собственно взлетели на дерево?»75.

Очерчивая собственную картину мира, не тождественную, ни конкретно-научной, ни, тем более, мифологической, ни ре­лигиозной, философия как рациональное осмысление универ­сальных основополагающих характеристик любых форм бытия, все же всегда остается именно человеческим осмыслением. Это значит, что оно не только органично связано, слито с ко­ренными интересами, потребностями, целями и идеалами людей, но и с нацеленностью на выявление смыслов в любом бытии. Отсутствие или потеря смысла - это имманентные ха­рактеристики небытия. Человек всегда стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным76.

3 Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990. с.282. См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М- 1990.

145