ховная традиция целого ряда мировых культур (китайско-даосис-тской, индо-буадистской, славянско-православной, латиноамериканской, африканской) содержат значительный ряд немеркнущих, не стареющих во времени гуманистических «вкраплений», в которых так нуждается современный мир.
Подчеркнем в связи с этим особую значимость духовных ценностей славянской цивилизации. Они сформировались в результате неповторимого органичного синтеза, гармоничного сочетания аутентичных, т. е. свойственных только славянской культуре духовных ориентиров и философских прозрений древних эллинов, транслированных через древнюю Византию. Как известно, византийская культура, после гибели Древней Греции и Рима сохраняя бесценное наследие древнегреческой философии, обогащала его через синкретическое соединение с идеями арабской, индийской, китайской, грузинской, армянской и других философских систем. Этот богатейший духовный опыт, вместе с христианизацией Древней Руси (зачастую, как свидетельствуют исторические памятники - кровавой и насильственной), сформировал во многом уникальные идеалы славянской культуры: мудрость (софийность), соборность (всемирность), доброту, милосердие, духовное (моральное) достоинство, сострадание, совестливость,
скромность, трудолюбие, патриотизм и др. ***
Подытоживая все сказанное, отметим, что, реализуя свои основные функции в обществе - и прежде всего интегративно-мировоззренческую, методологическую и аксиологическую, философия выполняет роль конструктивного содержательного и несущего надежду на выживание знания.
Философское знание во всей его целостности и принципиальной полноте, освобожденное от сомнительных попыток неоправданно расширительного или урезанного истолкования, нуждается сегодня в дальнейшей интенсивной разработке вслед за неизбежно изменяющимся миром. Однако, его уже имеющееся тысячелетнее интеллектуальное богатство может быть использовано людьми более эффективно, чем до сих пор.
В последние десятилетия складывается впечатление, что основная нота в философских исследованиях - алармистская (от англ. а1ап-п - боевая тревога, сигнал тревоги). То есть, они все бо-
164
лее приобретают характер предупреждающего человека знания. Предупреждающего о том, что он уже превысил своими разрушительными и промышленными, и социально-политическими, и идеологическими технологиями, естественные резервы природы и культуры.
Философия предостерегает, указывая, что, если раньше уходили в Лету, бесследно исчезали только отдельные цивилизации, то сегодня ситуация изменилась кардинальным образом и стала реальной угроза полной коллективной гибели человечества.
Важность таких набатных предостережений несомненна. Однако философское знание имеет колоссальный потенциал и для другого- Сегодня оно не только акцентирует внимание и, прежде всего, внимание лидеров на необходимости осмысления новой картины мира, где нет гарантированных траекторий развития. Философия не только обращает внимание на наличие альтернативных возможностей и программ, на значимость предельно ответственного выбора.
Возможно, самое важное в настоящее время состоит в том, что философия уже сориентировалась на поиск основополагающих целей, норм и принципов будущих неразрушительных исторических технологий, направленных на созидательное и гуманистическое преобразование как Природы, так и Сообщества Людей.
Оптимальная позиция лидера безусловно связана с постоянным, чутким и незамедлительным реагированием на результаты такого поиска.
И последнее: наряду с отмеченным, следует обратить внимание на чрезвычайно важную инициативу современной европейской (западноевропейской, западной, в том числе, американской) философии, очень ярко проявившуюся с середины XX века. Речь идет об их специальном обращении к такой области исследования как «философия образования». Область эта, разумеется, не нова. История со времени Сократа, Платона, Эпикура, Цицерона и до наших дней говорит об острых и непрекращающихся дискуссиях относительно самых разнообразных проблем воспитания и образования детей, молодежи и зрелых людей.
Однако, кажется впервые предпринята такая масштабная попытка приблизить философию непосредственно к процессу вос-
165
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.