Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 12


ховная традиция целого ряда мировых культур (китайско-даосис-тской, индо-буадистской, славянско-православной, латиноаме­риканской, африканской) содержат значительный ряд немеркну­щих, не стареющих во времени гуманистических «вкраплений», в которых так нуждается современный мир.

Подчеркнем в связи с этим особую значимость духовных ценностей славянской цивилизации. Они сформировались в ре­зультате неповторимого органичного синтеза, гармоничного со­четания аутентичных, т. е. свойственных только славянской куль­туре духовных ориентиров и философских прозрений древних эллинов, транслированных через древнюю Византию. Как извес­тно, византийская культура, после гибели Древней Греции и Рима сохраняя бесценное наследие древнегреческой философии, обо­гащала его через синкретическое соединение с идеями арабской, индийской, китайской, грузинской, армянской и других философ­ских систем. Этот богатейший духовный опыт, вместе с христи­анизацией Древней Руси (зачастую, как свидетельствуют истори­ческие памятники - кровавой и насильственной), сформировал во многом уникальные идеалы славянской культуры: мудрость (софийность), соборность (всемирность), доброту, милосердие, духовное (моральное) достоинство, сострадание, совестливость,

скромность, трудолюбие, патриотизм и др. ***

Подытоживая все сказанное, отметим, что, реализуя свои основные функции в обществе - и прежде всего интегративно-мировоззренческую, методологическую и аксиологическую, фи­лософия выполняет роль конструктивного содержательного и несущего надежду на выживание знания.

Философское знание во всей его целостности и принципи­альной полноте, освобожденное от сомнительных попыток нео­правданно расширительного или урезанного истолкования, ну­ждается сегодня в дальнейшей интенсивной разработке вслед за неизбежно изменяющимся миром. Однако, его уже имеющееся тысячелетнее интеллектуальное богатство может быть использо­вано людьми более эффективно, чем до сих пор.

В последние десятилетия складывается впечатление, что ос­новная нота в философских исследованиях - алармистская (от англ. а1ап-п - боевая тревога, сигнал тревоги). То есть, они все бо-

164


лее приобретают характер предупреждающего человека знания. Предупреждающего о том, что он уже превысил своими разру­шительными и промышленными, и социально-политическими, и идеологическими технологиями, естественные резервы природы и культуры.

Философия предостерегает, указывая, что, если раньше ухо­дили в Лету, бесследно исчезали только отдельные цивилизации, то сегодня ситуация изменилась кардинальным образом и стала реальной угроза полной коллективной гибели человечества.

Важность таких набатных предостережений несомненна. Однако философское знание имеет колоссальный потенциал и для другого- Сегодня оно не только акцентирует внимание и, пре­жде всего, внимание лидеров на необходимости осмысления но­вой картины мира, где нет гарантированных траекторий разви­тия. Философия не только обращает внимание на наличие альтер­нативных возможностей и программ, на значимость предельно ответственного выбора.

Возможно, самое важное в настоящее время состоит в том, что философия уже сориентировалась на поиск основополагаю­щих целей, норм и принципов будущих неразрушительных ис­торических технологий, направленных на созидательное и гума­нистическое преобразование как Природы, так и Сообщества Людей.

Оптимальная позиция лидера безусловно связана с постоян­ным, чутким и незамедлительным реагированием на результаты такого поиска.

И последнее: наряду с отмеченным, следует обратить внима­ние на чрезвычайно важную инициативу современной европейс­кой (западноевропейской, западной, в том числе, американской) философии, очень ярко проявившуюся с середины XX века. Речь идет об их специальном обращении к такой области исследова­ния как «философия образования». Область эта, разумеется, не нова. История со времени Сократа, Платона, Эпикура, Цицерона и до наших дней говорит об острых и непрекращающихся дис­куссиях относительно самых разнообразных проблем воспита­ния и образования детей, молодежи и зрелых людей.

Однако, кажется впервые предпринята такая масштабная по­пытка приблизить философию непосредственно к процессу вос-

165