Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 7


ориентируются на детальное изучение ценностных установок, ценностного выбора подрастающего поколения. Без такого зна­ния оказывается невозможным понять, проанализировать и пре­дупредить крайне нежелательные асоциальные (иногда прямо уголовные) типы, формы поведения, например, подростков даже при их материальном достатке и обеспеченности. Это, так ска­зать, конкретная эмпирическая аксиология и эту работу, как правило, выполняют психологи, социологи, психоаналитики и другие специалисты.

Однако же, анализ ценностных характеристик различных субъектов и возникающих ценностных проблем и конфликтов, изучение методов, путей, способов гармонизации духовных цен­ностей есть абсолютная прерогатива аксиологии как философс­кой дисциплины. Это, разумеется, не исключает, а, наоборот, предполагает подключение усилий разных групп исследователей и практиков к формированию содержательного максимально пол­ного знания по всему кругу аксиологических проблем. В качестве положительного и достаточно яркого примера в этом отношении можно назвать пятый по счету доклад Римского клуба, который называется «Цели для человечества» (1977). Несомненно, что осмысление главных целей, норм, принципов, идеалов жизнеде­ятельности - это то знание, которое крайне необходимо для лю­дей и в планетарном, и в личностном масштабе, и для сегодняш­него дня, и для будущего.

Завершая здесь эту тему, зададимся вопросом: если в целом общепринятым и на обыденном, и на теоретическом уровне яв­ляется понимание важности, огромной значимости духовных ценностей в практической жизнедеятельности как отдельной личности, так и общества в целом, если также ясен безуслов­ный приоритет высших духовных ценностей над индивидуа­листическими или корпоративными; если осознана пагубность ценностных конфликтов, также как и ценностного унитаризма и нигилизма - то в чем же причина нынешнего далеко не радуж­ного в этом плане положения дел общества, вступившего в тре­тье тысячелетие?

Почему, фиксируя факт чрезвычайного возрастания роли духовных ценностей с одной стороны, а также процесс массовой переоценки ценностей в современном мире, девальвации пре-

154


жних систем ценностей - с другой, общественное сознание так мучительно ищет пути выхода на новые ценностные ориента­ции? Одна констатация утраты ценностей или призывы их воз­рождения, также как и постоянно имеющие место взаимные ата­ки друг на друга идеологов и приверженцев различных систем ценностей, ничего не меняет по существу.

Со всей очевидностью можно сказать, что ни субъективист­ские, ни трансценденталистские концепции ценностей не в со­стоянии ответить на эти и многие другие вопросы. Не смягчают эту напряженную ситуацию ни уже упоминавшиеся утвержде­ния многих теоретиков об «аксиологическом ренессансе» нашей эпохи, ни бодрые заверения политиков о способности то ли ис­ключительно западной, то ли только восточной, то ли африканс­кой системы ценностей к выживанию в настоящее время и в будущем.

Несомненно, что фундаментальные причины нынешнего то консервативного, то откровенно апологетического, а то и цинич-но-негативистского отношения к духовным ценностям связаны с тем, что любая система ценностей детерминирована коренными материальными интересами различных социальных групп, слоев, классов, а также отдельных индивидов и общества в целом. Есте­ственно, что каждый качественный сдвиг в структуре материаль­ного бытия прямо или опосредованно приводит к изменениям в структуре сознания, во всей системе духовных представлений и в интеллектуально-мировоззренческих, в том числе, ценностных характеристиках и общества, и отдельной личности.

Однако и эти причины не исчерпывают существа вопроса.

Определенная ясность обнаруживается тогда, когда мы обра­тимся к осмыслению механизма включения, врастания, вхожде­ния любой системы ценностей в жизнь общества, а, значит, и в жизнь каждой личности. Все дело в том, что это включение, вра­стание, вхождение никогда не бывает изолированным, автоном­ным, а осуществляется в прямом союзе с еще двумя факторами, компонентами общественного устройства: 1) политическим пра­влением и 2) экономической системой. Именно эти три основные компонента (ценности, политическое правление, экономическая система) в их единстве и составляют главное в структуре обще­ства, Развернутая и достаточно аргументированная концепция из-

155