ориентируются на детальное изучение ценностных установок, ценностного выбора подрастающего поколения. Без такого знания оказывается невозможным понять, проанализировать и предупредить крайне нежелательные асоциальные (иногда прямо уголовные) типы, формы поведения, например, подростков даже при их материальном достатке и обеспеченности. Это, так сказать, конкретная эмпирическая аксиология и эту работу, как правило, выполняют психологи, социологи, психоаналитики и другие специалисты.
Однако же, анализ ценностных характеристик различных субъектов и возникающих ценностных проблем и конфликтов, изучение методов, путей, способов гармонизации духовных ценностей есть абсолютная прерогатива аксиологии как философской дисциплины. Это, разумеется, не исключает, а, наоборот, предполагает подключение усилий разных групп исследователей и практиков к формированию содержательного максимально полного знания по всему кругу аксиологических проблем. В качестве положительного и достаточно яркого примера в этом отношении можно назвать пятый по счету доклад Римского клуба, который называется «Цели для человечества» (1977). Несомненно, что осмысление главных целей, норм, принципов, идеалов жизнедеятельности - это то знание, которое крайне необходимо для людей и в планетарном, и в личностном масштабе, и для сегодняшнего дня, и для будущего.
Завершая здесь эту тему, зададимся вопросом: если в целом общепринятым и на обыденном, и на теоретическом уровне является понимание важности, огромной значимости духовных ценностей в практической жизнедеятельности как отдельной личности, так и общества в целом, если также ясен безусловный приоритет высших духовных ценностей над индивидуалистическими или корпоративными; если осознана пагубность ценностных конфликтов, также как и ценностного унитаризма и нигилизма - то в чем же причина нынешнего далеко не радужного в этом плане положения дел общества, вступившего в третье тысячелетие?
Почему, фиксируя факт чрезвычайного возрастания роли духовных ценностей с одной стороны, а также процесс массовой переоценки ценностей в современном мире, девальвации пре-
154
жних систем ценностей - с другой, общественное сознание так мучительно ищет пути выхода на новые ценностные ориентации? Одна констатация утраты ценностей или призывы их возрождения, также как и постоянно имеющие место взаимные атаки друг на друга идеологов и приверженцев различных систем ценностей, ничего не меняет по существу.
Со всей очевидностью можно сказать, что ни субъективистские, ни трансценденталистские концепции ценностей не в состоянии ответить на эти и многие другие вопросы. Не смягчают эту напряженную ситуацию ни уже упоминавшиеся утверждения многих теоретиков об «аксиологическом ренессансе» нашей эпохи, ни бодрые заверения политиков о способности то ли исключительно западной, то ли только восточной, то ли африканской системы ценностей к выживанию в настоящее время и в будущем.
Несомненно, что фундаментальные причины нынешнего то консервативного, то откровенно апологетического, а то и цинич-но-негативистского отношения к духовным ценностям связаны с тем, что любая система ценностей детерминирована коренными материальными интересами различных социальных групп, слоев, классов, а также отдельных индивидов и общества в целом. Естественно, что каждый качественный сдвиг в структуре материального бытия прямо или опосредованно приводит к изменениям в структуре сознания, во всей системе духовных представлений и в интеллектуально-мировоззренческих, в том числе, ценностных характеристиках и общества, и отдельной личности.
Однако и эти причины не исчерпывают существа вопроса.
Определенная ясность обнаруживается тогда, когда мы обратимся к осмыслению механизма включения, врастания, вхождения любой системы ценностей в жизнь общества, а, значит, и в жизнь каждой личности. Все дело в том, что это включение, врастание, вхождение никогда не бывает изолированным, автономным, а осуществляется в прямом союзе с еще двумя факторами, компонентами общественного устройства: 1) политическим правлением и 2) экономической системой. Именно эти три основные компонента (ценности, политическое правление, экономическая система) в их единстве и составляют главное в структуре общества, Развернутая и достаточно аргументированная концепция из-
155
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.