С другой стороны Зиновьев - серьезный исследователь западного общества, сущности колониальной демократии, насаждаемой Западом в различных странах мира, разрушительных последствий политики западнизации («Запад: феномен за-паднизма» (1995), «Глобальный человейник» (1997), «На пути к сверхобществу» (2000)).
А. Тоффлер (род. 1936)
Один из наиболее популярных и читаемых в настоящее время американских аналитиков, исследующий общество на макроуровне, очерчивающий наиболее общие, универсальные изменения, которые характерны для социальной системы бытия в прошлом, настоящем и наступающем будущем. Наиболее известные работы: «Футурошок» (1978), «Третья волна (1980).
179
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Краткий словарь философских терминов
Аксиология (греч. ах1а - ценность, 1о§оз - учение) - философское исследование природы духовных ценностей личности, социальной группы, нации, общества в целом. Область философского знания наряду с онтологией, гносеологией, этикой и др.
Апатия (греч. арайю[а- бесстрастие) -состояние невозмутимости духа, когда чувства не мешают деятельности разума. Одно из основных понятий этики стоиков, состоящее в требовании освобождения бессмертной души от страстей. По учению стоиков «страсть» - неразумное, противоестественное движение души. Состояние апатии должно помогать человеку в бессмысленном и суетном земном существовании сохранить душу для последующей бессмертной жизни.
Апория (греч. аропа - затруднение, недоумение) - термин, часто обозначавший у древнегреческих философов трущю разрешимую или даже не могущую быть разрешенной проблему. У Аристотеля дается логическое определение апории: она есть «равенство (равнозначность) противоположных заключений».
Атараксия (греч. айгах1а - невозмутимость) - понятие древнегреческой этики, обозначающее спокойное, безмятежное, свободное и гармоничное состояние смертной души человека, ориентированного на все радости земной жизни и наслаждающегося ими. Демокрит, Эпикур и другие считали, что счастье человека в нем самом; в душевном спокойствии и внутренней гармонии. Состояние атараксии - надежный путь к этому
Гедонизм (греч. пейопе - наслаждение) - принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение. В более широком смысле понятие «гедонизм» употребляется для обозначения таких представлений о мире, в соответствии с которыми главным движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является стремление к наслаждению.
Герменевтика (греч. пегтепеио - разъясняю) - искусство и теория истолкования текста. Возникает в эпоху эллинизма в связи с интерпретациями и истолкованием классических текстов (на-
180
пример, Гомера). В средние века и в эпоху Возрождения применяется в рамках толкования священного писания. С XIX века начинается развитие так называемой «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. В XX веке герменевтика не только рассматривается в качестве специфического метода наук о духе, способного реконструировать дух культуры прошлых эпох, но и как своеобразная онтология, учение о бытии, в котором главным оказывается язык, его понимание и истолкование.
Диалектика (греч. сца1е§ота1 - веду беседу, рассуждаю). В античную эпоху термином ((Ца1екйке ^есЬпе - искусство диалектики) обозначались: 1) способность вести спор посредсвом вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Наиболее обоснованным и имеющим общепризнанный характер является сформированное в более поздние эпохи понимание диалектики как учения о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также как метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Понятие «диалектика» в таком значении абсолютно противопоставляется термину «метафизика».
Дихотомия (греч. (ИсЬа - две, Юте - разделять) - в данном тексте: резкое разделение и противопоставление как абсолютно разных, противоречащих и взаимоисключающих двух видов, типов знания, а именно, собственно теоретического и оценочного, ценностного.
Идеал (греч. 1аеа - образ, представление) - представление о наиболее совершенном объекте (обществе, человеке, предмете, действии и т. д.), который является конечной целью всех стремлений и деятельности субъекта.
Идеализм (от греч. йеа - образ, представление) - наряду с материализмом одно из главных философских направлений;
исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый за первооснову всего существующего принимает безличный универсальный дух (Идею, Слово, Разум). Второй ставит всякую реальность в зависимость от индивида, его сознания, мысли,
181
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.