Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 20

С другой стороны Зиновьев - серьезный исследователь западного общества, сущности колониальной демократии, на­саждаемой Западом в различных странах мира, разрушитель­ных последствий политики западнизации («Запад: феномен за-паднизма» (1995), «Глобальный человейник» (1997), «На пути к сверхобществу» (2000)).

А. Тоффлер (род. 1936)

Один из наиболее популярных и читаемых в настоящее время американских аналитиков, исследующий общество на макроуровне, очерчивающий наиболее общие, универсальные изменения, которые характерны для социальной системы бы­тия в прошлом, настоящем и наступающем будущем. Наибо­лее известные работы: «Футурошок» (1978), «Третья волна (1980).

179


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Краткий словарь философских терминов

Аксиология (греч. ах1а - ценность, 1о§оз - учение) - фило­софское исследование природы духовных ценностей личности, социальной группы, нации, общества в целом. Область философ­ского знания наряду с онтологией, гносеологией, этикой и др.

Апатия (греч. арайю[а- бесстрастие) -состояние невозмути­мости духа, когда чувства не мешают деятельности разума. Одно из основных понятий этики стоиков, состоящее в требовании освобождения бессмертной души от страстей. По учению сто­иков «страсть» - неразумное, противоестественное движение души. Состояние апатии должно помогать человеку в бессмыс­ленном и суетном земном существовании сохранить душу для последующей бессмертной жизни.

Апория (греч. аропа - затруднение, недоумение) - термин, часто обозначавший у древнегреческих философов трущю раз­решимую или даже не могущую быть разрешенной проблему. У Аристотеля дается логическое определение апории: она есть «равенство (равнозначность) противоположных заключений».

Атараксия (греч. айгах1а - невозмутимость) - понятие древ­негреческой этики, обозначающее спокойное, безмятежное, сво­бодное и гармоничное состояние смертной души человека, ори­ентированного на все радости земной жизни и наслаждающегося ими. Демокрит, Эпикур и другие считали, что счастье человека в нем самом; в душевном спокойствии и внутренней гармонии. Состояние атараксии - надежный путь к этому

Гедонизм (греч. пейопе - наслаждение) - принцип обоснова­ния моральных требований, согласно которому добро определя­ется как то, что приносит наслаждение. В более широком смысле понятие «гедонизм» употребляется для обозначения таких пред­ставлений о мире, в соответствии с которыми главным движу­щим началом в человеке, заложенным в него природой и опреде­ляющим все его действия, является стремление к наслаждению.

Герменевтика (греч. пегтепеио - разъясняю) - искусство и теория истолкования текста. Возникает в эпоху эллинизма в свя­зи с интерпретациями и истолкованием классических текстов (на-

180


пример, Гомера). В средние века и в эпоху Возрождения приме­няется в рамках толкования священного писания. С XIX века начинается развитие так называемой «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. В XX веке герменевтика не только рассматривается в качестве специ­фического метода наук о духе, способного реконструировать дух культуры прошлых эпох, но и как своеобразная онтология, уче­ние о бытии, в котором главным оказывается язык, его понимание и истолкование.

Диалектика (греч. сца1е§ота1 - веду беседу, рассуждаю). В античную эпоху термином ((Ца1екйке ^есЬпе - искусство диалек­тики) обозначались: 1) способность вести спор посредсвом воп­росов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделе­ния вещей на роды и виды. Наиболее обоснованным и имеющим общепризнанный характер является сформированное в более поздние эпохи понимание диалектики как учения о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а так­же как метода познания явлений действительности путем по­стижения самодвижения предмета на основе внутренних про­тиворечий. Понятие «диалектика» в таком значении абсолютно противопоставляется термину «метафизика».

Дихотомия (греч. (ИсЬа - две, Юте - разделять) - в данном тексте: резкое разделение и противопоставление как абсолютно разных, противоречащих и взаимоисключающих двух видов, ти­пов знания, а именно, собственно теоретического и оценочного, ценностного.

Идеал (греч. 1аеа - образ, представление) - представление о наиболее совершенном объекте (обществе, человеке, предмете, действии и т. д.), который является конечной целью всех стрем­лений и деятельности субъекта.

Идеализм (от греч. йеа - образ, представление) - наряду с материализмом одно из главных философских направлений;

исходит из первичности духовного, мыслительного, психическо­го и вторичности материального, природного, физического. Ос­новные формы идеализма - объективный и субъективный. Пер­вый за первооснову всего существующего принимает безличный универсальный дух (Идею, Слово, Разум). Второй ставит всякую реальность в зависимость от индивида, его сознания, мысли,

181