Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 5


особый статус как знание об основах, главных принципах ор-ганизации социума, о внутренней драматургии его сущест­вования, об определяющих причинах его глобальных изме­нений, о реальных, а не иллюзорных перспективах и альтер­нативах развития.

Потребность в этом знании отчетливо прослеживается в любой социальной среде, даже среди малообразованных «про­стых» людей, рядовых, так сказать, участников истории. Это и понятно, так как общество в целом - это первейшая по значи­мости среда обитания, это их «дом» и потребность знать его, если и не наилучшим образом, то хотя бы на удовлетворитель­ном уровне, является естественной.

Обычно человек может мало интересоваться в свой жизни тонкостями философской гносеологии, логики, методологии, научного познания или другими специальными философски­ми исследованиями. Но насущной потребностью в знании об обществе он просто не может пренебречь, несмотря на лю­бые жизненные катаклизмы, так как его индивидуальная жи­знь всегда есть частица жизни общества. Не только при более или менее размеренном ритме жизни, но особенно.в перио­ды социальных кризисов, потрясений, серьезных масштабных перемен, «слепота» в отношении всеобщих, глобальных рит­мов и тенденций общественных изменений оказывает разру­шительное влияние и на индивидуальные, и групповые дей­ствия, осуществляемые вразрез или вопреки таким ритмам и тенденциям.

Излишне специально обосновывать важность философс­кого знания об обществе для особой когорты людей-лидеров. Перед ними стоит задача значительно более серьезная и труд­ная. Лидер просто обязан в силу взятой на себя добровольно или возложенной обстоятельствами ответственности, не про­сто ясно и отчетливо понимать все основные элементы кон­струкции общества и принципы их изменений, но и предви­деть, прогнозировать, мысленно услышать будущую мелодию их поведения. При этом ярко проявляется и постоянно подтверждается жизнью жесткая взаимозависимость: чем от­четливее такое понимание и предвидение, тем сильнее лидер и наоборот.

150


Современная обновляющаяся философия общества (фи­лософия истории), поставив перед собой цель найти ответы на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нрав­ственном смысле исторического процесса, возможностях об­ретения общечеловеческого единства, приобретает все боль­шую актуальность. Испытывая воздействие синергетической парадигмы прстнеклассической науки, она сегодня решитель­но избавляется от прежних устаревших, опровергаемых реаль­ной жизнью догматизированных или утопических представле­ний об обществе и перспективах его изменения. В ярком свете набирающего силу нелинейного стиля мышления, меркнут уп­рощенные стереотипы популярных прежде концепций обще­ственного развития, отмеченные односторонностью, узостью, политической заангажированностью.

Сегодня, хотя медленно и трудно, но все же набирает силу новый виток в аргументированном, научно обоснованном, материалистически ориентированном объяснении такого сложного и уникального феномена как социум. Это не может не усиливать надежду на скорейшее формирование давно ис­комой и так жизненно необходимой общефилософской кон­цепции общества.

Следующая функция, осуществляемая философией — ме­тодологическая. Как уже отмечалось ранее, зачастую для ее обозначения употребляются ряд сходных, родственных по зна­чению понятий, а именно; гносеологическая, т. е. теоретико-познавательная, эпистемологическая. Не затрагивая нюансы профессиональных философских разграничений, отметим и в данном случае только главное.

В этом своем амплуа философия выступает как учение о самом процессе познания, о тонкостях взаимоотношений субъекта и объекта познания, об общих принципах, правилах, методах получения истинного знания, а также о его фундамен­тальных признаках, основаниях, критериях и т. д. Понятно, что это особое проблемное поле философии и здесь оно только очерчивается в целях общей ориентации думающего человека. Эта ориентация поможет безошибочно отграничить данную область философии от других и при необходимости углублен­но познакомиться с рядом ее специальных проблем (проблема

151