особый статус как знание об основах, главных принципах ор-ганизации социума, о внутренней драматургии его существования, об определяющих причинах его глобальных изменений, о реальных, а не иллюзорных перспективах и альтернативах развития.
Потребность в этом знании отчетливо прослеживается в любой социальной среде, даже среди малообразованных «простых» людей, рядовых, так сказать, участников истории. Это и понятно, так как общество в целом - это первейшая по значимости среда обитания, это их «дом» и потребность знать его, если и не наилучшим образом, то хотя бы на удовлетворительном уровне, является естественной.
Обычно человек может мало интересоваться в свой жизни тонкостями философской гносеологии, логики, методологии, научного познания или другими специальными философскими исследованиями. Но насущной потребностью в знании об обществе он просто не может пренебречь, несмотря на любые жизненные катаклизмы, так как его индивидуальная жизнь всегда есть частица жизни общества. Не только при более или менее размеренном ритме жизни, но особенно.в периоды социальных кризисов, потрясений, серьезных масштабных перемен, «слепота» в отношении всеобщих, глобальных ритмов и тенденций общественных изменений оказывает разрушительное влияние и на индивидуальные, и групповые действия, осуществляемые вразрез или вопреки таким ритмам и тенденциям.
Излишне специально обосновывать важность философского знания об обществе для особой когорты людей-лидеров. Перед ними стоит задача значительно более серьезная и трудная. Лидер просто обязан в силу взятой на себя добровольно или возложенной обстоятельствами ответственности, не просто ясно и отчетливо понимать все основные элементы конструкции общества и принципы их изменений, но и предвидеть, прогнозировать, мысленно услышать будущую мелодию их поведения. При этом ярко проявляется и постоянно подтверждается жизнью жесткая взаимозависимость: чем отчетливее такое понимание и предвидение, тем сильнее лидер и наоборот.
150
Современная обновляющаяся философия общества (философия истории), поставив перед собой цель найти ответы на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, возможностях обретения общечеловеческого единства, приобретает все большую актуальность. Испытывая воздействие синергетической парадигмы прстнеклассической науки, она сегодня решительно избавляется от прежних устаревших, опровергаемых реальной жизнью догматизированных или утопических представлений об обществе и перспективах его изменения. В ярком свете набирающего силу нелинейного стиля мышления, меркнут упрощенные стереотипы популярных прежде концепций общественного развития, отмеченные односторонностью, узостью, политической заангажированностью.
Сегодня, хотя медленно и трудно, но все же набирает силу новый виток в аргументированном, научно обоснованном, материалистически ориентированном объяснении такого сложного и уникального феномена как социум. Это не может не усиливать надежду на скорейшее формирование давно искомой и так жизненно необходимой общефилософской концепции общества.
Следующая функция, осуществляемая философией — методологическая. Как уже отмечалось ранее, зачастую для ее обозначения употребляются ряд сходных, родственных по значению понятий, а именно; гносеологическая, т. е. теоретико-познавательная, эпистемологическая. Не затрагивая нюансы профессиональных философских разграничений, отметим и в данном случае только главное.
В этом своем амплуа философия выступает как учение о самом процессе познания, о тонкостях взаимоотношений субъекта и объекта познания, об общих принципах, правилах, методах получения истинного знания, а также о его фундаментальных признаках, основаниях, критериях и т. д. Понятно, что это особое проблемное поле философии и здесь оно только очерчивается в целях общей ориентации думающего человека. Эта ориентация поможет безошибочно отграничить данную область философии от других и при необходимости углубленно познакомиться с рядом ее специальных проблем (проблема
151
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.