Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 4


способствуя переосмыслению прежних, сформированных ра­нее картин, «образов» мира, а точнее миров: и природного, и социального, и личностного со всеми их уровнями.

Как известно, начала синергетики связаны с научным описанием эффекта возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых, самоорганизующихся структур, который был об­наружен в физике еще в начале XX века. Однако, суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, в частности, на основе термодинамических принципов И. Р. Пригожина и дальнейших разработок его школы77. В течение ряда десяти­летий напряженного научного поиска синергетика преврати­лась в область научного знания, в которой посредством меж­дисциплинарных исследований выявляются общие законо­мерности самоорганизации, становления устойчивых струк­тур в открытых системах.

Синергетика ориентирована на поиск общих принципов и универсальных законов эволюции и самоорганизации слож­ных систем, законов эволюции открытых неравновесных си­стем любой природы.

Становление новаторских идей синергетики, начавшись в области физики и химии, с обретением соответствующего ма­тематического обеспечения привело вскоре к очень сильному их воздействию на другие науки, на другие областизнания, в целом на всю современную культуру. Возникли и продолжают появляться в разных странах различные научные центры, а также международные некоммерческие и неправительствен­ные организации ученых, которые характеризуются исключи­тельной активностью в изучении проблем синергетики.

Синергетика поражает необычными, нетрадиционными идеями и представлениями. Становится очевидным, что слож-ноорганизованным системам нельзя навязывать пути их разви­тия- Скорее необходимо понять, как способствовать их соб­ственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Синергетика демонстрирует, каким образом и почему ха-

Пригожин И. Р. - ученый с мировым именем, лауреат Нобелевской пре­мии, автор многих научных работ. Вполне репрезентативна по сута обсуж­даемых нами вопросов работа «Познание сложного». М., 1990 (в соавтор­стве с Г Николис). См. также Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

148


ос может выступать в качестве созидающего начала, конструк­тивного механизма эволюции, как через хаос проявляется связь разных уровней организации. Синергетика свидетель­ствует, что для сложных систем, как правило, существует не­сколько альтернативных путей развития. Она обратила специ­альное внимание на тот парадоксальный факт, что настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее ис­торией, но и строится, формируется из будущего в соответ­ствии с грядущим порядком.

Синергетика предметно исследует новые принципы сбор­ки сложного эволюционного целого из частей, принципы по­строения сложных развивающихся структур из простых как качественно новых образований. Синергетика высказывает первые рекомендации как надлежащим образом оперировать со сложными системами, принимая в первую очередь факт их коэволюции, и как эффективно управлять ими.

Очевидно, что синергетическая методология, синергети-ческий стиль мышления оказались способными предложить более адекватное по сравнению с классической наукой вероят­ностное видение мира, акцентировав внимание на таких его внутренних (имманентных) характеристиках как исключи­тельная сложность, нестабильность, неопределенность, эво­люция и плюрализм (множественность альтернатив).

Оставляя вне поля разговора эти интереснейшие вопросы, к которым, при необходимости, читающему можно обратиться специально через многочисленные современные публикации по синергетике78, возвратимся к нашему ключевому вопросу об интегративной функции философии. Аккумулируя в своем критическом анализе все самое существенное, что дает чело­веческое познание в каждую конкретную историческую эпоху, философия и выполняет указанную функцию.

Особое значение в этом процессе имеет формирующееся у личности, в особенности, у личности-лидера, интегратив-ное философское знание об обществе. Оно фактически имеет

См.: Синергетика. Сб. статей. Пер. с англ.. М- 1984; Международный мос­ковский синергетаческий форум. «Вопросы философии». 1996, №11; Си­нергетике ~ 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном. «Вопросы фило­софии». 2000, №3, с. 53-61.

149