способствуя переосмыслению прежних, сформированных ранее картин, «образов» мира, а точнее миров: и природного, и социального, и личностного со всеми их уровнями.
Как известно, начала синергетики связаны с научным описанием эффекта возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых, самоорганизующихся структур, который был обнаружен в физике еще в начале XX века. Однако, суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, в частности, на основе термодинамических принципов И. Р. Пригожина и дальнейших разработок его школы77. В течение ряда десятилетий напряженного научного поиска синергетика превратилась в область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах.
Синергетика ориентирована на поиск общих принципов и универсальных законов эволюции и самоорганизации сложных систем, законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы.
Становление новаторских идей синергетики, начавшись в области физики и химии, с обретением соответствующего математического обеспечения привело вскоре к очень сильному их воздействию на другие науки, на другие областизнания, в целом на всю современную культуру. Возникли и продолжают появляться в разных странах различные научные центры, а также международные некоммерческие и неправительственные организации ученых, которые характеризуются исключительной активностью в изучении проблем синергетики.
Синергетика поражает необычными, нетрадиционными идеями и представлениями. Становится очевидным, что слож-ноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития- Скорее необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Синергетика демонстрирует, каким образом и почему ха-
Пригожин И. Р. - ученый с мировым именем, лауреат Нобелевской премии, автор многих научных работ. Вполне репрезентативна по сута обсуждаемых нами вопросов работа «Познание сложного». М., 1990 (в соавторстве с Г Николис). См. также Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
148
ос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как через хаос проявляется связь разных уровней организации. Синергетика свидетельствует, что для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Она обратила специальное внимание на тот парадоксальный факт, что настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего в соответствии с грядущим порядком.
Синергетика предметно исследует новые принципы сборки сложного эволюционного целого из частей, принципы построения сложных развивающихся структур из простых как качественно новых образований. Синергетика высказывает первые рекомендации как надлежащим образом оперировать со сложными системами, принимая в первую очередь факт их коэволюции, и как эффективно управлять ими.
Очевидно, что синергетическая методология, синергети-ческий стиль мышления оказались способными предложить более адекватное по сравнению с классической наукой вероятностное видение мира, акцентировав внимание на таких его внутренних (имманентных) характеристиках как исключительная сложность, нестабильность, неопределенность, эволюция и плюрализм (множественность альтернатив).
Оставляя вне поля разговора эти интереснейшие вопросы, к которым, при необходимости, читающему можно обратиться специально через многочисленные современные публикации по синергетике78, возвратимся к нашему ключевому вопросу об интегративной функции философии. Аккумулируя в своем критическом анализе все самое существенное, что дает человеческое познание в каждую конкретную историческую эпоху, философия и выполняет указанную функцию.
Особое значение в этом процессе имеет формирующееся у личности, в особенности, у личности-лидера, интегратив-ное философское знание об обществе. Оно фактически имеет
См.: Синергетика. Сб. статей. Пер. с англ.. М- 1984; Международный московский синергетаческий форум. «Вопросы философии». 1996, №11; Синергетике ~ 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном. «Вопросы философии». 2000, №3, с. 53-61.
149
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.