ряду с работами по философским проблемам ему принадлежат сочинения по физике, математике, физиологии, теории музыки, поэзии и др.
Собственно философские исследования Демокрита особенно значительны в области онтологии (учение об атомах и пустоте, учение о естественном, а не божественном происхождении и существовании бесконечного множества миров в бесконечном пространстве), в гносеологии (учение о мышлении как естественном процессе, о соотношении чувственного и рационального и т. д.), в этике и других областях. По своим политическим взглядам был сторонником античной демократии, противником рабовладельческой аристократии. Главный этический принцип, ведущий к счастью человека, по Демокриту, это умеренность во всем (этика «золотой середины»).
За масштабность и прогрессивность своих воззрений, за верность научному методу исследования всех явлений действительности Демокрит высоко ценим как в прошлые эпохи, так и в настоящее время.
Сократ (ок. 469 - 399 до н.э.)
Древнегреческий философ, учитель Платона, один из родоначальников диалектики, специально исследовал проблемы человеческого сознания и мышления, также природы и содержания философских понятий. Особое внимание уделил исследованию проблем этики, нравственного становления личности. Главным предназначением философии считал обучение человека «искусству жить». Отстаивал критическое отношение к догматическим утверждениям (сократовская «ирония»). Известны вечные призывы Сократа к человеку: «заговори, чтобы я тебя увидел», «познай самого себя».
Был при жизни и остается на протяжении более двух тысячелетий уважаем и любим за мужество, мудрость, скромность, остроумие, оптимизм и интеллектуальную честность. Казнен, хотя мог избежать смерти. Сознательно и мужественно принял ее как последний аргумент в защиту истинности провозглашенных им философских принципов.
Платон (ок. 427 - 347 до н. э.)
Древнегреческий философ, основатель системы объективного идеализма, автор свыше 30 философских работ, написан-
170
ных в форме диалога и затрагивающих многие проблемы онтологии, гносеологии, этики и др. Особое внимание уделял учению об обществе (диалоги «Государство» и «Законы»), где гениально угадал роль общественного разделения труда, описал основные черты института государственности и доказывал, что хорошее правление невозможно, пока правители не станут философами или философы правителями.
Аристотель (ок. 384 - 322 до н. э.)
Древнегреческий философ, всесторонне образованный ученый, энциклопедист. Известен как основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания (астрономии, математики, теории музыки). Особое внимание уделял метафизике, т. е. подлинной философии по его собственному обозначению, а также этике и психологии, механике и биологии, проблемам политического устройства общества и другим. Основные труды - «Метафизика», «Аналитики», «Категории», «Этика». Наивысшими формами государственной власти Аристотель считал те, при которых исключена возможность своекорыстного использования власти и при которых власть служит всему обществу.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - историческая эпоха, датированная от крушения Римской империи (V век) до возникновения ранних форм капиталистического общества (ХГУ-ХУ вв.) и известная как эпоха феодализма. Характеризуется безграничным господством религиозной идеологии, фактическим забвением античного философского наследия. Просвещение и образование переходят в руки церкви, догмы которой кладутся в основу всех представлений о природе, мире и человеке. Философия на целый ряд веков, а точнее, на целое тысячелетие подчиняется теологии и односторонне используется прежде всего для обоснования догматов религиозной веры. В литературе описывающей этот период существования философии, подчеркивается подавление всех форм творческого мышления, насильственное превращение философии в служанку богословия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.