Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 15

ряду с работами по философским проблемам ему принадлежат сочинения по физике, математике, физиологии, теории музыки, поэзии и др.

Собственно философские исследования Демокрита особен­но значительны в области онтологии (учение об атомах и пустоте, учение о естественном, а не божественном происхождении и су­ществовании бесконечного множества миров в бесконечном пространстве), в гносеологии (учение о мышлении как естествен­ном процессе, о соотношении чувственного и рационального и т. д.), в этике и других областях. По своим политическим взгля­дам был сторонником античной демократии, противником ра­бовладельческой аристократии. Главный этический принцип, ведущий к счастью человека, по Демокриту, это умеренность во всем (этика «золотой середины»).

За масштабность и прогрессивность своих воззрений, за вер­ность научному методу исследования всех явлений действи­тельности Демокрит высоко ценим как в прошлые эпохи, так и в настоящее время.

Сократ (ок. 469 - 399 до н.э.)

Древнегреческий философ, учитель Платона, один из родо­начальников диалектики, специально исследовал проблемы чело­веческого сознания и мышления, также природы и содержания философских понятий. Особое внимание уделил исследованию проблем этики, нравственного становления личности. Главным предназначением философии считал обучение человека «искус­ству жить». Отстаивал критическое отношение к догматическим утверждениям (сократовская «ирония»). Известны вечные при­зывы Сократа к человеку: «заговори, чтобы я тебя увидел», «познай самого себя».

Был при жизни и остается на протяжении более двух тысяче­летий уважаем и любим за мужество, мудрость, скромность, ос­троумие, оптимизм и интеллектуальную честность. Казнен, хотя мог избежать смерти. Сознательно и мужественно принял ее как последний аргумент в защиту истинности провозглашенных им философских принципов.

Платон (ок. 427 - 347 до н. э.)

Древнегреческий философ, основатель системы объектив­ного идеализма, автор свыше 30 философских работ, написан-

170


ных в форме диалога и затрагивающих многие проблемы онто­логии, гносеологии, этики и др. Особое внимание уделял учению об обществе (диалоги «Государство» и «Законы»), где гениально угадал роль общественного разделения труда, описал основные черты института государственности и доказывал, что хорошее правление невозможно, пока правители не станут философами или философы правителями.

Аристотель (ок. 384 - 322 до н. э.)

Древнегреческий философ, всесторонне образованный уче­ный, энциклопедист. Известен как основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания (астрономии, математики, теории музыки). Особое внимание уделял метафизике, т. е. под­линной философии по его собственному обозначению, а также этике и психологии, механике и биологии, проблемам полити­ческого устройства общества и другим. Основные труды - «Мета­физика», «Аналитики», «Категории», «Этика». Наивысшими формами государственной власти Аристотель считал те, при ко­торых исключена возможность своекорыстного использования власти и при которых власть служит всему обществу.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - историческая эпоха, датированная от крушения Римской империи (V век) до возникновения ранних форм капиталистического общества (ХГУ-ХУ вв.) и известная как эпоха феодализма. Характеризуется безграничным господ­ством религиозной идеологии, фактическим забвением антично­го философского наследия. Просвещение и образование перехо­дят в руки церкви, догмы которой кладутся в основу всех пред­ставлений о природе, мире и человеке. Философия на целый ряд веков, а точнее, на целое тысячелетие подчиняется теологии и односторонне используется прежде всего для обоснования догма­тов религиозной веры. В литературе описывающей этот период существования философии, подчеркивается подавление всех форм творческого мышления, насильственное превращение фи­лософии в служанку богословия.