вестного ученого-экономиста члена правления Римского клуба Б. Гаврилишина обстоятельно освещает этот вопрос79.
За всю историю человеческой цивилизации сложилось несколько основных типов или исторических моделей каждой из трех указанных компонент общественного устройства. Они представлены имеющимися в настоящее время в тех или иных странах, нациях, государствах их конкретными, причем многообразными, формами. Именно в специфике слияния определенного типа духовных ценностей с тем или иным типом политического устройства и типом экономической системы и кроется тайна реального облика данной системы ценностей и на общественном и личностном уровне, а также способов и результатов их действия.
Указывая на существование нескольких прототипов ценностей, форм политического правления и экономических систем, Б. Гаврилишин так их классифицирует80.
1.Ценности:
индивидуалистически-конкурирующие,
группово-кооперативные,
эгалитарно-коллективистские.
П. Политическое правление:
противовес (борьба за власть),
коллегиальное (сотрудничество при власти),
унитарное (диктатура).
Ш. Экономическая система:
свободное предпринимательство,
согласованное свободное предпринимательство,
административно-командная система.
Сложность всей ситуации с духовными ценностями в современном мире обусловлена как раз тем, что в тех или иных странах, на тех или иных континентах, в культуре различных наций и государств складывались свои исторически обусловленные конкретные формы соединения определенного типа системы ценностей с определенным типом политического правления и типом экономической системы81.
79
Гаврилишин Б. Дороговкази в майбутне (Доповщь Римському клубов!). К.,1990.
Там же с. 11-17. См. там же сравнительный анализ развития Соединенных Штатов Амери-
156
Разумеется, выделение трех основных архетипов ценностей, форм политического правления и экономических систем отнюдь не вбирает в себя всю возможную гамму исторических и региональных проявлений сочетания этих важнейших компонентов общественного устройства. В частности, индивиду-алистически-конкурирующие системы ценностей могут и действительно реализовывались в те или иные эпохи через слияние как с политическим правлением первого типа, так и второго, и третьего. Соответственно, то же относится и к экономической системе, и в принципе к каждой из трех составляющих. Следовательно, здесь нет и не может быть прямолинейной и какой-то одной связи. В каждую историческую эпоху, в каждой стране, регионе, нации, государстве, в результате влияния самых различных факторов, реализуется та или иная модель, парадигма соединения. Понятно, что она может быть как оптимально-согласованной, адекватной каждой из трех составляющих так и внутренне противоречивой, деформированной, конфликтной, таящей угрозу неизбежного социального взрыва, несущей в себе глубоко уходящие в это напряженное соединение причины разорванного сознания личностей и социальных групп.
Очевидно, что прогрессивное развитие человеческой цивилизации прямо связано с поиском оптимальной модели соединения указанных трех основных элементов общественного устройства, наиболее соответствующей интересам подавляющего населения Земли. Здесь не может быть жестких, одномерных, однозначных решений абсолютно одинаковых для всех. Тем более, что даже при общем положительном результате, даже в перспективе, нет оснований рассчитывать на автоматическое разрешение ценностных конфликтов и исчерпывающее объяснение всех ценностных проблем.
Для мира, входящего в III тысячелетие со всеми существующими противоречиями, ведущимися непрерывно локальными войнами, различными этническими и социальными потрясениями, накапливающимися глобальными проблемами, недопустимо дальнейшее игнорирование настоятельной потребно-
ки, Советского Союза, Японии, Китая, Западной Европы, Индии, Бразилии, с.21-206.
157
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.