Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 17


ли сделать его центром Вселенной, хозяином жизни, создателем всех ценностей.

Духовный стержень всех творений гениев Возрождения — гимн Человеку. В невероятном напряжении сил они создали не­превзойденные шедевры культуры. Они достигли предельной для своей эпохи высоты творчества и глубины мысли. Они пере­дали новым поколениям силу своего несгибаемого духа, героизм борьбы со всем мертвым, отжившим, ограничивающим и уни­жающим человека.

Неизмеримо высока ценность жизни и деятельности всех творцов Возрождения для той и всех последующих эпох. Трудно выделить кого-то одного из них, не назвав другого. Но дух эпохи в сочетании с ее драматизмом, может быть, лучше других отра­жен в судьбе итальянского мыслителя Пико делла Мирандолы.

Пико делла Мирандола (1463-1494)

Это имя можно выделить не только потому, что высказыва­ние Мирандолы «... поп ей пото ^ш зН ехрегз рЫюзортае» - «... кто чужд философии - тот не человек» было квинтэссенцией возрожденческого отношения к миру, в котором философия, на­ука и искусство воспринимались как единое целое, а вытекающее отсюда свободное и критическое мышление рассматривалось как безусловное основание действий человека.

Оправданным выделение его имени можно считать прежде всего по той причине, что в крайне сложных противоречивых, социально и политически обостренных условиях, когда еще сильным оставалось леденящее дыхание средневековой теологии с ее безапалляционными догмами о греховности и ничтожности человека, Мирандола в свои 24 года имел гражданское мужест­во вызвать на общеевропейский диспут всех своих противников, предложив им собственные тезисы «О чести и достоинстве че­ловека». 900 тезисов, предложенных Мирандолой, утверждали новое - гуманистическое понимание сущности, места и роли человека в мироздании.

Поступок Мирандолы, ценой которого была его жизнь (по одной из версий он был вскоре отравлен фанатично настроенны­ми церковниками), стал по сути своей знаковым, так как утвер­ждал в европейской культуре принципиально новую систему ду­ховных ценностей. Теперь выразителями и представителями «со-

174


кровенной мудрости» стали выступать не священники и религи­озные проповедники, не книжники-затворники, не клирики, как это было в течение многих веков, а разносторонне образованные критически мыслящие творческие личности. Следовательно, это была новая философия жизни и новая философия человека.

НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ- в европейской истории это огромный период, охватывающий временной отрезок с XVII века до наших дней. Естественно, что он представлен целыми созвездиями блестящих и глубоких умов, чьи творения и прямо и косвенно связаны с философией. Сузим задачу и отметим только самые известные имена: Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679), Р. Декарт (1596-1650), Дж. Локк (1632-1704), Б. Спиноза (1632-1677), Г Лейбниц (1646-1716), Д. Юм (1711-1776).

Следуя ранее выделенному критерию, несколько большее нимание уделим тем философам, чьи идеи особенно активно по­влияли на духовную атмосферу современников, а также XX века.

И. Кант (1724-1804)

Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Исследовал многие философские про­блемы, предлагал радикальное переосмысление предмета фило­софии, считая таковым гносеологию. Особое внимание уделил проблеме субъекта познания, а также природы, структуры и ос­нований знания, соотношения чувственного и рационального, науки и религии, разума и веры, рационального и морального. Основные работы: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности сужде­ния» (1790).

Гегель (1770-1831)

Немецкий философ, крупнейший представитель классичес­кого этапа, создатель систематической теории диалектики, автор многих работ и идей, оказавших серьезное и длительное влияние на дальнейшее развитие не только философии, но и логики, ис­тории, эстетики, современной культурологии. По мнению Гегеля, все имеющееся знание может быть систематизировано в трех разделах - логика, философия природы и философия духа. Ос­новная заслуга Гегеля - в обосновании всеобщности и необходи­мости развития как саморазвития через разрешение внутренних

175