соотношения чувственного и рационального в познании, эмпирического и логического, проблема духовного производства и воспроизводства, проблемы истины и т. д. и т. п.).
Очередная и заключительная в рамках нашего исследования функция философии в обществе - аксиологическая.
Акцент на том, что данная функция философии должна рассматриваться в качестве определяющей, характерен для XX века, особенно его второй половины. Более того, многие исследователи считают, что ближайшее и отдаленное будущее со все нарастающей силой востребует разрабатываемое философией аксиологическое знание, не только в качестве разъясняющего подлинные смыслы практических действий отдельного субъекта (человека, социальной группы, общества в целом), но и как спасительный общечеловеческий ориентир перед нависшими реальными угрозами террацида (убийства Земли).
Почему так ставится вопрос? Очевидно, потому, что акси-ология как философское знание о духовных ценностях позволяет четко и определенно заявить любому субъекту: «Какие у тебя духовные ориентиры - (ценности), такой и ты в действительности».
Духовные ценности, как уже отмечалось, ценности в строгом смысле слова это основные идеалы, цели, нормы и принципы жизнедеятельности людей, обусловливающие их практические действия.
В истории человеческой культуры постоянно ставится задача выработки и овладения личностью целостной системой духовных ценностей, которые бы способствовали раскрытию ее творческих, созидательных сил, ее самоопределению и самовыражению.
В любом случае - если спуститься с теоретических высот обсуждения этой функции философии на грешную землю, к каждодневной жизни, то несомненной становится практическая полезность аксиологического знания. Оно и в этом случае нацеливает на то, чтобы изо всех взглядов, идей, привычек, общения конкретного человека выделить его главные цели, принципы, нормы, идеалы, т. е. ценности как самое существенное в нем. Это справедливо в равной степени как в отно-
152
шении обычного, рядового, «маленького» человека, так и в отношении лидера, действующего в любой среде и сфере деятельности.
Что касается людей-лидеров, аудитории которых адресована эта книга, то философия через аксиологическое знание позволяет им не только выработать умение выделять главную составляющую в деятельности любого субъекта, с которым контактируют лидеры (отдельный человек, политическая партия, научное, профессиональное, возрастное или религиозное, какое-либо другое сообщество), но и способность выявлять различия и конфликты представленных систем ценностей, просчитывать возможные столкновения, подмену, девальвацию или, наоборот, утверждение или возрождение именно той, а не другой системы ценностей.
Иметь отчетливое представление о содержании, внутренней структуре, динамике системы, совокупности духовных ценностей любого субъекта - это, если не ключ ко всем тайнам его поведения в ближайшей и отдаленной перспективе, то, во всяком случае, знание, позволяющее принимать безошибочные стратегические решения. Очевидно, это очень немало в ситуации, когда реальная жизнь нередко ставит ошарашенного лидера лицом к лицу с неожиданными на его взгляд, совершенно не предполагавшимися последствиями собственных и чужих решений и действий.
Грамотное, скрупулезное осмысление всех элементов системы (или совокупности) духовных ценностей есть по сути своей бесценное умение. Возможно, наибольшую значимость оно имеет для лидеров государств, наций, научных, политических, религиозных сообществ. Однако, и в межличностном общении и взаимодействии его роль огромна, хотя «добывать» такое знание человеку приходится индивидуально.
Что же касается аксиологического знания на уровне общества, то следует отметить, что такие исследования все-таки в настоящее время редкость, в силу исторической молодости самой аксиологии как специальной области философии и многих других причин. Тем не менее, в последние десятилетия положение дел меняется в лучшую сторону. Многие воспитательные программы в ряде стран уже очень серьезно
153
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.